Газета,
которая объединяет

Из света и воздуха

Народный мастер по кружевоплетению – о тайнах рукоделия для развития женской энергии
Рубрика: Хобби№9 (2470) от
Автор: Ольга Бренер

Вот уже десять лет уроженка Молдавии Нона Цуля обучает воронежских девочек, девушек, женщин от 10 до 80 лет секретам фриволите – самой изысканной технике создания кружева. Этот прием челночного плетения тонких нитей из узелочков, соединяемых в дуги и колечки, создает новую невесомую материю буквально из света и воздуха – салфетки, скатерти, одежда, украшения...

УНИКАЛЬНЫЙ МАСТЕР

Изящный вид рукоделия педагог Нона Цуля освоила еще в родной Молдавии. Когда в 1992 году в молдавских школах русский язык и литературу из обязательного предмета перевели в разряд факультатива, Нона стала преподавать домоводство. Сначала технике фриволите обучалась сама, даже на семинарах в Румынии. А потом начала учить других.

Переехав с семьей в Россию – в Воронеж, стала вести кружок в муниципальном Центре развития творчества детей и юношества «Крылатый» Железнодорожного района. И оказалась уникальным преподавателем челночного кружевоплетения на весь регион, получила звание «Народный мастер Воронежской области».

Сейчас Нона Ионовна преподает рядом с домом в муниципальном Новоусманском центре досуга. Но обучаться у нее искусству кружевниц по-прежнему приезжают женщины всех возрастов из разных уголков Воронежа. «Берегу» Нона Цуля рассказала не только о тайнах кружевоплетения, но о магии рукоделия вообще: о том, как шитье, вышивание, вязание развивают особую женскую энергию и интуицию и как определяют судьбу, независимо от возраста и профессии.

ОТ ПАРИЖА И ДО ВОРОНЕЖА

– Мы в нашем кружке занимаемся, конечно, не только кружевами, но изготовляем своими руками всякую всячину – кукол, сумочки, шкатулки, футляры для очков, картины, вышитые лентами. Но главное для меня – обучить женщин технике фриволите. А это и есть челночное кружевоплетение. Считается, что оно пришло к нам из Франции, где зародилось в XIX веке. Француженки таким кружевом украшали медальоны, талисманчики. Потом появились объемные изделия. И русские купцы везли их из Франции как предметы особого шика.

Но оказалось, что в то же самое время помещица из Нижнедевицка Воронежской губернии Вера Елисеева занималась точно таким же рукоделием, не зная ничего о модном в России французском фриволите. Она тоже плела кружево на челноках по сходной методике. Теперь искусствоведы предполагают, что этот вид творчества развивался в разных уголках мира независимо друг от друга. Может быть, тайны рукоделия витают где-то в воздухе? Кому дано – тот их разгадывает и начинает воплощать. У нас и по сей день есть мастерицы, которые создают кружева по своим новым уникальным методикам. Я искала сведения о Вере Елисеевой в разных библиотеках. Поначалу она изготовляла пуховые платки, за которыми к ней приезжали заморские торговцы. А потом занялась челночным кружевом. В результате не только из Франции везли к нам фриволите – работы Веры Елисеевой были помещены в Лувр.

ОСОБОЕ ВДОХНОВЕНИЕ

– Фриволите – очень нежное, изящное плетение из тонких нитей, всегда эксклюзив и особое вдохновение. Такое на поток не поставишь. Кроме нитей в работе можно использовать жемчуг, натуральные камни. В результате изделие равноценно шедевру. Сама техника намного тоньше, чем вязание кружев на спицах и крючком. Самая искусная мастерица, но работающая в другой технике, такую красоту воспроизвести не сможет. Поэтому меня всегда удивляет, что челночное кружево на разных конкурсах стоит в одной категории с лоскутным шитьем и бисероплетением. Это три совершенно разные и несовместимые ни в чем техники.

– Мой любимый авторский комплект я назвала «Богатство России». Он выполнен из плетения золотой нити с использованием бирюзового японского бисера. Получилась такая воздушная бирюза – кружевные колье, брошь, серьги, кольцо. Я работала над ними в свободное время месяц. И сама становилась такой воздушной, почти летала от вдохновения. Теперь и моя дочка тоже занимается челночным кружевоплетением и уже участвует в международных фестивалях и выставках.

МАГИЯ НИТИ

– Однажды в Центре творчества «Крылатый» я невольно стала свидетельницей того, как девочка просила маму: «Запиши меня на кружок вязания спицами!» А молодая мама категорично возражала: «Зачем тебе это? На танцы пойдем!» Я была удивлена. Ничего не имею против танцев – они развивают женскую грацию и красоту. Но молодые мамы сегодня не понимают, насколько мощно развивает девочку рукоделие! Недавно я замещала коллегу – провела для школьниц несколько уроков по технологии. И обнаружила, что многие восьмиклассницы ни разу не держали в руках иголку. Их резоны – а зачем нам это, если можно заказать портнихе или купить на рынке? Но девушка за шитьем, вышиванием, кружевоплетением – это не только домоводство. Это признак аристократизма. Недаром до революции благородных девиц наряду с танцами и иностранными языками обязательно обучали вышиванию.

– Я убеждена, что каждая женщина просто обязана заниматься рукоделием. Независимо от своего статуса и основного рода деятельности. Она может быть врачом или программистом, но рукоделие позволит ей отыскать в себе и реализовать сакральные силы – ту правильную женскую энергию, которая поможет в жизни и ей, и ее близким. В рукодельнице всегда есть особая магия, своя тайна. Она всегда самая нежная жена, самая заботливая мама, бабушка. То вдохновение и творчество, которые она день за днем вкладывает в свое изделие, потом оборачиваются особой энергией любви и защиты своего дома, своей семьи от всякого негатива. В результате дом и семья наполняются гармонией и добрыми событиями. И любимый мужчина, и ребенок намного комфортнее, спокойнее чувствуют себя в свитере, связанном любимыми руками, чем в том, что куплен в дорогом бутике.