Газета,
которая объединяет

Спасительный микс

Кто и как мешает в Воронеже гололеду?
Рубрика: Социум№ 144 (1427) от
Автор: Николай Мирошников

Зима – это традиционно период серьезных испытаний для коммунальных служб. Помимо очистки улиц от снега, они должны создать условия, при которых покрытие дорог, тротуаров, лестниц будет нескользким. В качестве противогололедного материала, как правило, применяется песко-соляная смесь.

Корреспонденты «Берега» побывали на пескобазе Ленинского района, где на их глазах была приготовлена очередная порция спасительной смеси.

Погода – за нас

– Вообще, погода нам пока помогает. Обещали начало зимы на среду (за день до нашего визита – прим. авт.), однако зима в Воронежской области добралась пока только до Грибановки. Но мы готовы ее встретить как полагается, – поделился с журналистами главный инженер комбината благоустройства Ленинского района Василий Недобежкин.

Мы находимся на месте бывшего малого разворотного трамвайного кольца. Здесь пескобаза района располагается уже четвертый сезон. А ранее на протяжении многих лет ближайшая база находилась в Советском районе. И это, конечно, было неудобно – ездить в Советский район, чтобы посыпать улицы Ленинского.

Соль добавляют в песок или в другие фрикционные материалы для того, чтобы они не смерзались зимой при хранении в штабелях и чтобы смесь сохранялась в рассыпчатом, рыхлом состоянии, удобном для погрузки и равномерного распределения на дороге. Песко-соляная смесь должна иметь в своем составе не менее 10% соли. Эффективность борьбы с зимней скользкостью повышается с увеличением количества соли в смеси.

За смесь и против

Перед нами две кучи. На вид обе песчаные. На самом деле одна (та, что поменьше) уже является смесью. Вторая – просто песок. Впрочем, как утверждает Василий Недобежкин, наметанный глаз определил бы сразу по цвету, где смесь. Песок с солью – темнее.

Причем в маленькой куче смесь более концентрированная, нежели обычно. Одна часть соли – к шести-семи частям песка. Обычная же порция – один ковш соли к девяти песка. Высококонцентрированная смесь применяется при температуре ниже минус 10 градусов на особо опасных, проблемных местах, таких как, например, спуск на улице Грамши.

– Сейчас подойдут два «Камаза», в каждом по 15 тонн соли. Значит, останется привезти еще 50 тонн последней партии, – анонсирует ближайшие события главный инженер комбината.

Соль привозят в вагонах с Украины (знаменитая «Артемсоль»). Прямо со станции «Придача» машины везут «белую смерть» на пескобазу.

В западных странах, где климат похож на российский, от посыпки дорог солью постепенно отказываются. Считают, что лучше и безопаснее обрабатывать дороги гранитной крошкой. Также можно добывать так называемые подземные рассолы из скважин. Но песко-соляная смесь пока остается самым дешевым и достаточно эффективным способом борьбы с гололедом.

Антигололедный вкус

«Камазы» тем временем приходят по расписанию. И рядом с желто-бурыми горами песка скоро нарисовалась снежно-белая «куча» тонн в тридцать. Специалист комбинированной дорожной машины начинает смешивать ковшом соль и песок. То, что техническая соль мало отличима от пищевой, мы убеждаемся «на вкус», когда нас достигает соляное облачко, брошенное порывом ветра в нашу сторону.

Раствор приготовлен, и машина приступает к своим прямым обязанностям – обработке улично-дорожной сети. Как раз недалеко от пескобазы, по словам Василия Недобежкина, есть проблемный участок дороги, нуждающийся в песко-соляном удобрении.

Всего на данный момент в Ленинском районе израсходовали почти тысячу (995) тонн готовой смеси. Пять с лишним тонн ждут своего часа. В принципе, они могут пролежать и год, и даже два и не утратить своего качества (например, остаток с прошлого года составил 658 тонн).

А вот по отдельности, как говорилось, и песок, и соль быстро замерзают.

– Желательно бы, конечно, иметь крытую площадку на пескобазе, все-таки осадки для смеси ни к чему, но крытых в городе пока нет, – замечает Василий Николаевич.

За сохранность же смеси главный инженер, в принципе, не беспокоится. Вывезти огромную партию песка здесь никто и никому не позволит, «а если подъедет на велосипеде старичок и ведро возьмет, так это все равно как капля из моря».