Газета,
которая объединяет

Страховка или обман?

Навязывание дополнительных услуг при проведении финансовых операций продолжается
Рубрика: Экономика№83 (2448) от
Автор: Наталия Осадчая

Взаимоотношения с банками – это всегда задачка не из простых. А когда дело доходит до различных дополнительных услуг, гражданин и вовсе оказывается на перепутье – как правильно поступить, чтобы не платить лишнего и не быть обманутым?

СТРАХОВАТЬ ЛИ КАРТУ

Читатель «Берега» интересуется, почему в банке ему предложили застраховать карту – разве не страхуются вклады на сумму до 1,4 млн руб. «автоматически»?

Страхование банковских вкладов происходит по конкретной государственной программе. Для этого создана специальная организация – Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которая возвращает вкладчику сумму его накоплений вместо банка, потерявшего лицензию.

Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается клиенту в размере 100% суммы вкладов, но не более 1,4 млн руб. Сами вкладчики никаких дополнительных издержек на данную страховку не несут. Банки делают взносы из собственных средств.

Есть один важный нюанс: деньги защищены только при наступлении оговоренного страхового случая и касаются отзыва у банка лицензии.

В то же время кража денег с банковских карт и прочие неприятности в данную систему не входят, а потому гражданину банк может предложить застраховать карту от дополнительных рисков.

Стоимость подобной страховки составит в среднем от 1 до 5 тыс. руб. в год, сумма страховой защиты – от 60 до 350 тыс. руб.

Но всегда ли такая страховка гарантирует вам сохранение денег?

Для этого нужно внимательно изучить условия страхования. Например, у Сбера – крупнейшего банка страны – в программе «Защита карт» оговорено немало страховых случаев, но вот конкретной защиты от действий тех же телефонных мошенников мы не обнаружили.

Есть схожие случаи, например, «завладения злоумышленниками PIN-кодом карты путем применения насилия или угроз» или «мошенничества с применением технических средств (фишинга – завладения данными карты через поддельную интернет-страницу, скимминга – установки шпионского оборудования в приемник банкомата), и даже «похищения наличных в результате разбоя или ограбления в течение двух часов после снятия денег в банкомате».

Однако по статистике свыше 80% преступных действий против держателей банковских карт приходится не на разбой и грабеж, а именно на телефонное мошенничество, когда преступники во время разговора выдают себя то за сотрудников банков, то за полицейских и не прибегают к насилию и угрозам.

А в правилах работы ООО «Сбербанк страхование» сказано прямо, что убытки, понесенные застрахованным лицом вследствие получения доступа к его интернет-банку и одноразовым паролям мошенниками, исключены из объема страховых обязательств – если иное не предусмотрено в договоре.

Таким образом, чтобы получить страховку от действий телефонных мошенников, необходимо, чтобы подобные риски были конкретно указаны в договоре.

Поэтому, прежде чем соглашаться на страховку карты, внимательно изучите условия – от этих ли рисков вы хотите обезопасить себя?

Ну и не забывайте, что, как правило, получение любой страховки у нас сопровождается слишком мощными бюрократическими проволочками и обещанные выплаты в срок 10-15 дней, указанные в договоре, могут обернуться многомесячными мытарствами и другими подводными камнями. Если вы оформили страховку на 60 тыс. руб., а у вас украли 10 тыс., то получите вы, естественно, похищенные 10 тыс.

ОСТОРОЖНО – БАНК!

В Екатеринбурге «Почта Банк» ошибочно повесил на клиента кредит, а теперь отказывается платить моральную компенсацию гражданину, назначенную по решению суда. Об этом написали несколько уральских изданий, такие как «Екатеринбург Онлайн», «ТагилСити.ру», «Е1.ру».

История эта началась летом. Житель Екатеринбурга хотел купить iPhone 11 Pro в подарок жене. Он оформил заявку через интернет-магазин, но когда пришел в сам магазин, оказалось, что в договоре были прописаны различные дополнительные услуги, в том числе страховка, и он отказался от покупки.

Мужчина выиграл суд у банка и должен был получить моральную компенсацию в 2 тыс. руб. Но в компании отказались выплачивать эту сумму. «В банке настаивают на наличии договора, ссылаются на наличие подписей», – пишет «ТагилСити.ру».

А между тем ранее, когда СМИ описали эту историю, сотрудники признавали свою ошибку. Пресс-служба банка сообщала следующее: «Кредитный договор в магазине был заключен ошибочно. Однако по нему была автоматически списана сумма в пользу страховой компании, в связи с чем образовалась задолженность. В ближайшее время, после возвращения средств из страховой компании в банк, кредитный договор будет закрыт, задолженность – полностью аннулирована. Обращаем внимание, что этот случай никак не повлияет на кредитную историю клиента. «Почта Банк» приносит свои извинения за причиненные неудобства».

Заметим, что это не первая скандальная история с данным банком. В юридической социальной сети «9111» осенью прошлого года было рассказано о нескольких случаях, связанных с кредитами в «Почта Банке», в которых фигурировала еще и страховка. Причем в публикации утверждается, что подобных ситуаций – сотни и тысячи.

Так, житель Воронежа хотел взять кредит в размере 60 тыс. руб. Он решил оформить его через мобильное приложение «Почта Банка». Однако вместо 60 тыс. в рамках акции «Гарантированная ставка» воронежцу одобрили кредит на 300 тыс.

Мужчина взял нужные ему 60 тыс. руб., а остальные 240 тыс. вернул банку на кредитный счет, после чего позвонил в банк и потребовал перерасчета платежей по оставшейся сумме долга с учетом суммы досрочного гашения.

Банк пересчитал по-своему: вместо 60 тыс. требовал к возврату 168 тыс. без учета процентной ставки. Позже выяснилось, что к стоимости кредита была приплюсована страховка на сумму в 108 тыс. руб. А сумма ежемесячных платежей оказалась почему-то выше даже при учете этой суммы.

Воронежец обратился на горячую линию банка в чате. Сотрудник банка сообщил, что необходимо провести проверку. Ответ пришел через месяц, где сообщалось о прикреплении к кредиту страховки (юристы указывают, что это произошло без ведома и согласия клиента), а также о том, что процентная ставка по кредиту составляет не 9,9%, как было обещано при оформлении, а 19,9%.

Жалоба в банк с требованием пересмотра процентной ставки и отключения страховки результата не принесла.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В соцсетях появился новый фейковый ресурс, который под видом одного из российских СМИ предлагает россиянам заработать сотни тысяч рублей на несуществующей платформе «Газпрома», сообщает РИА «Новости».

На веб-странице размещена статья, где рассказывается о некоем сервисе газовой компании, который позволит любому желающему заработать на торговле нефтью и газом. Активные ссылки в фейковой статье ведут на другой ресурс для регистрации участников.

Пользователям обещают крупное денежное вознаграждение за прохождение опроса или участие в акции. Чтобы получить деньги, человеку необходимо оплатить «комиссию».

В «Газпроме» предупредили, что не несут ответственности за «возможные убытки, связанные с использованием любых сведений, опубликованных на сайтах, не являющихся информационными ресурсами ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций, уточняет РИА «Новости».