Без бумажки – не букашка
С 1 ноября 2020 г. Россия полностью переходит на оформление электронных паспортов технических средств (ЭПТС). Во всяком случае должна. Срок уже три раза отодвигали, но в этот раз вроде все серьезно. Как же жить без привычного и знакомого документа? Рассказываем.
Хождение уже выданных бумажных ПТС ограничивать не будут – документами разрешается пользоваться, как и раньше, менять на электронные можно, но не обязательно. А вот на новые производимые в России автомобили, а также на ввозимые в обязательном порядке будут оформлять только ЭПТС, на бумаге уже не будут.
ДАННЫЕ ДЛЯ ЭПТС
Информации про машину в новом документе много: масса, мощность двигателя, VIN-номер и другие сведения, которые сегодня указываются в бумажной версии. Но есть и новые разделы – данные о пробеге, прохождении техосмотра, наличии каких-либо ограничений при покупке/продаже, информация о внесении изменений в конструкцию. Именно наличие этих пунктов преподносится разработчиками как прорыв – мол, теперь у машин будет официальная, «белая» история.
Впрочем, данные на машину будут появляться в ЭПТС только при прохождении ТО у дилеров, регистрации аварии в ГИБДД и прочих официальных действиях. Если самому менять масло, устранять поломки и последствия ДТП, то никаких записей в ЭПТС не будет, а значит, история уже получится недостоверной.
Также все владельцы могут вносить данные о цене покупки автомобиля. То есть теоретически можно будет посмотреть, за какую сумму машину приобрел прошлый владелец. Но этот пункт полностью добровольный. Не захотели участники сделки вносить цену – ее в ЭПТС не будет.
КТО ИМЕЕТ ДОСТУП
Учитывая явный посыл на формирование прозрачной истории автомобиля, интересны ограничения в доступе информации. Данные хранятся в отдельной системе. Каждый авторизированный участник имеет возможность вносить информацию в документ в рамках своего доступа. Например, оператор техосмотра может внести сведения о
результатах ТО, дилеры вносят информацию о прохождении техобслуживания, ГИБДД – сведения о регистрации. «Чужие» разделы будут недоступны для редактирования.
Но еще более важный вопрос – как получать информацию. Планируется, что доступ к данным из ЭПТС можно получить на сайте госуслуг. Можно заказать выписку из любого ЭПТС – на свой автомобиль бесплатно, а на чужой такая услуга стоит 250 руб. Выписка не на свой автомобиль будет содержать лишь официальные технические данные без информации о владельце. Сведения о предыдущих собственниках доступны только текущему владельцу. То есть, если вы выбираете авто на вторичке и заказываете такой отчет, увидеть, сколько было собственников и кто это был, невозможно, что автоматически сводит на нет всю «историческую» функцию ЭПТС.
В ТЕМУ
С 1 октября вернулись старые правила страхового возмещения по ОСАГО. Если у виновника ДТП истек срок действия карты о прохождении техосмотра, страховая компания снова может предъявить ему требование компенсировать все за свой счет.
При покупке нового полиса ОСАГО, как и до пандемии коронавируса, нужно будет предъявить действующую диагностическую карту. Те, кто купил страховой полис в период ограничений без предъявления карты, должен представить страховой компании этот документ до 31 октября. Напомним, что в сентябре вступило в силу и указание Центробанка, расширяющее тарифный коридор ОСАГО и позволяющее страховщикам подбирать водителям более персонализированный тариф.