Газета,
которая объединяет

Негромкое начало сезона

Воронежцев пытаются приобщить к камерной музыке
Рубрика: Культура№73 (2438) от
Автор: Марина Викторова

Музыка, которая дает крылья – в Воронеже проходит третий фестиваль «Воронежская камерата», программа которого несколько раз менялась из-за эпидемиологической обстановки. Но организаторам удалось сохранить значимое событие в культурной афише.

Известный музыкальный эксперт, член Союза композиторов и Союза театральных деятелей России Гюляра Садых-заде уже назвала «Воронежскую камерату» «оазисом спокойствия в бушующем море непредсказуемости».

МИНУТЫ ВДОХНОВЕНИЯ

«Камерата» в третий раз вошла в программу Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

– Для нас это – знак особого доверия, который свидетельствует о масштабе и значимости нашего форума, – подчерк­нула художественный руководитель Воронежской филармонии и фестиваля Ирина Авралева. – Уверена, что «Камерата» подарит нам радостные минуты вдохновения, так необходимые в наше время.

В первый день на воронежской сцене выступили участники программы Московской филармонии «Звезды XXI века» Павел Милюков и Филипп Копачевский. В их исполнении прозвучали сонаты для скрипки и фортепиано Роберта Шумана, Эдварда Грига, Сезара Франка. Музыканты играют вместе более десяти лет.

– Для меня большое удовольствие созидать на сцене вместе с Павлом. Камерная музыка – это удовольствие. Хотя в камерной музыке нужно быть очень внимательным, необходимо понимать намерения человека, находящегося рядом, – рассказал Филипп Копачевский.

– Это не музыка для фанфар, наоборот – самые душевные произведения написаны для камерного состава. В такую музыку композиторы вкладывали что-то очень личное, – добавил Павел Милюков.

АБСОЛЮТНЫЙ ЭКСКЛЮЗИВ

Второй день «открыл» зрителям Америку – и речь не о приехавших на фестиваль зарубежных участниках. Программу «Америка, Америка!» исполнил фортепианный дуэт Ирины Силивановой и Максима Пурыжинского. В первом отделении они представили сочинение «Вариации на тему Лиллибурлеро» американского композитора Ричарда Родни Беннетта, «Три латинских танца» лауреата двух премий «Грэмми» Уильяма Болкома и джазово-блюзовый Urban pulse Марселя Бергманна. Музыканты за исполнение этих произведений получили награды в Майами и впервые исполнили их в России.

Во втором отделении прозвучали произведения Джорджа Гершвина и Астора Пьяццоллы.

«ДИАЛОГ С ЕДИНСТВЕННОЙ»

В программу третьей «Воронежской камераты» вошел спецпроект – музыкально-литературный вечер на сцене Воронежского драмтеатра. Он получил название «Диалог с единственной» и был посвящен 150-летию со дня рождения Ивана Бунина. В концерте выступили актер театра драмы Юрий Смышников и солисты филармонии Елена Старкова (сопрано) и Михаил Князев (фортепиано).

– Мы ставили перед собой задачу показать Бунина живым, понять, что его занимало, когда он создавал свои произведения, – рассказал автор сценария, постановщик и актер спектакля Юрий Смышников. – Попытались рассказать об Иване Алексеевиче с той стороны, с которой его не все знают – его отношения к женщинам. Прочитав много литературы на эту тему, я убедился в том, что если бы не Вера Муромцева, его супруга, которая была с ним до последнего дня, у нас не было бы того Бунина, каким мы его знаем.

МУЗЫКА СТАБИЛЬНОСТИ

На фестивале камерной музыки традиционно проходит и образовательная программа. Для музыкантов, журналистов, пишущих о музыке, и просто тех, кто хочет лучше разбираться в нюансах жанра, приглашают известных экспертов. В этот раз открытую лекцию на тему «Философия камерного жанра» прочла музыкальный эксперт Гюляра Садых-заде.

На примерах отрывков выступлений член Союза композиторов рассказала о видах камерной музыки, этапах ее развития и о том, откуда она берет начало: изначально камерная музыка звучала в небольших комнатах и была предназначена для ушей аристократов, истоками она уходит в позднее Возрождение или даже Средневековье. Гюляра Садых-заде высоко отозвалась о фестивале камерной музыки в Воронеже.

– В проведении в наше время фестиваля камерной музыки есть что-то обнадеживающее. Хотя мое глубокое убеждение, что такая музыка хорошо слышна, когда общество стабильно, когда человек не озадачен вопросами выживания. В такое время камерная музыка «заходит», – отметила Гюляра Садых-заде. – «Воронежская камерата» – как остров спокойствия в бушующем море непредсказуемости.

Завершится «Воронежская камерата» 9 октября выступлением струнного квартета им. М.И. Глинки