Как «разморозить» бизнес
Мэр Воронежа Вадим Кстенин провел рабочую встречу с представителями крупнейших торговых сетей, чтобы обсудить с участниками рынка принципиально новые подходы к формированию Порядка размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на территории города. Введение новой схемы связано с тем, что срок действия нынешней схемы размещения НТО и договоров с предпринимателями истекает в конце 2020 года.
ПОСЛАБЛЕНИЯ И УЖЕСТОЧЕНИЯ
В начале встречи мэр обозначил две проблемы, которые достались городу с 90-х годов и требуют серьезных преобразований: общественный транспорт и торговля в секторе НТО.
– С предприятиями-перевозчиками мы уже встречались и взаимодействуем, видим, что они постепенно начинают понимать, что от них требуется, – сказал глава города. – А сейчас мы должны выработать решения, которые, с одной стороны, позволят привести торговлю в порядок, чтобы она не портила городской вид, а с другой – помогут вам сохранить возможность работать с нормальной рентабельностью и развиваться.
В 90-е годы в Воронеже насчитывалось около десяти тысяч разного рода киосков и павильонов, которые заполонили даже ключевые улицы исторического центра. Для упорядочения этой сферы городской властью велась последовательная работа, которая позволила в разы сократить количество объектов, напомнила вице-мэр Людмила Бородина.
Серьезные ограничения по специализации коснулись 70 магистральных и центральных улиц – на них в НТО можно торговать только несколькими видами товаров, за исключением киосков, организованных в составе остановочных пунктов.
– Мы предлагаем смягчить ограничения, убрав из этого списка 39 улиц. При этом нужно серьезно ужесточить требования к специализации, – предложила Бородина.
Дело в том, что на «запрещенных» 70 центральных и магистральных улицах в отдельно стоящих НТО с узкой специализацией предприниматели, мягко говоря, лукавят. Из 130 объектов, имеющих специализацию «мороженое», лишь 10% действительно торгуют только мороженым, остальные же «прячут» за этим наименованием услуги общественного питания.
Кроме имеющихся подано еще 30 заявок на смену специализации на «мороженое».
– У города нет потребности в таком количестве специализированных НТО, – заметила Бородина. – Поэтому требования к специализации «мороженое» следует ужесточить. Кстати, мы хотим расширить ассортимент для этой категории, добавив туда кофе и прохладительные напитки. Кроме того, будем внедрять в городе дополнительные специализации НТО – «аптека» и «мини-офис».
Предприниматели попросили главу города Вадима Кстенина рассмотреть возможность «реабилитации» общепита, чтобы он мог вернуться в НТО на центральных улицах.
– Мы уже рассматриваем возможность снятия запрета на 39 магистральных улицах – это серьезное послабление. Надо помнить, что общепит всегда вызывает ряд проблем, в первую очередь – мусор. И бизнес не всегда должным образом следит за прилегающей территорией, а покупатели не каждый раз доносят упаковку до урны. На улицах исторического центра это тем более недопустимо.
ПЛОЩАДЬ НТО УВЕЛИЧИТСЯ
Одним из самых волнующих предпринимателей вопросов стало сохранение права преимущественного размещения объекта, если ранее оно было приобретено на аукционе и бизнес отработал срок без нареканий.
– Мы такое право сохраняем на 2021 год, однако по истечении сроков договоров на размещение НТО, которые будут заключаться в следующем году, будем разыгрывать его уже в ходе аукциона, – сообщила вице-мэр.
В рамках аукционных процедур появятся новые возможности, например, размещение новых объектов с увеличенной максимальной площадью. Так, для НТО, которые по итогам аукциона получат право располагаться на городских улицах (за исключением центральных), максимально разрешенная площадь может составлять 40 кв.м вместо 20, на центральных улицах – 18 кв.м вместо восьми.
ПЛАТА ДЛЯ ЗНАЧИМЫХ
Сотрудники управления главного архитектора представили собравшимся новые типовые решения для НТО, поскольку предыдущие решения разрабатывались десять лет назад и уже устарели. Предприниматели смогут выбирать НТО из 59 вариантов, среди которых – киоски, павильоны, объекты в составе остановочного комплекса, объекты с автономным туалетным модулем. При этом у них сохраняется право согласовать индивидуальную визуализацию объекта.
– Раньше схема принималась на пять лет, и действие договоров было ограничено этим сроком. Теперь схему предлагается сделать бессрочной и увеличить срок размещения объектов в зависимости от их вида. Киоск или павильон можно будет устанавливать на шесть лет. Объект в составе остановочного комплекса, то есть совмещенный с «умной остановкой» – на десять, на тот же срок – торговый объект с автономным туалетным модулем. А для требующего особо значимых инвестиций НТО, такого как, к примеру, каток – срок размещения составит уже 15 лет. Это позволит бизнесу быть уверенным в окупаемости вложений. Для капиталоемких объектов, кстати, будет кардинально снижена плата за размещение, – рассказала Людмила Викторовна.
На совещании прозвучала хорошая новость для торговых сетей, реализующих печатную продукцию: минимальная стоимость размещения составит 30 руб. за квадратный метр. Такое решение муниципалитета обусловлено особой социальной значимостью этих товаров.
В завершение встречи Вадим Кстенин отметил, что готов продолжать прямое взаимодействие, открытый диалог с представителями бизнес-сообщества для того, чтобы внедрение новой схемы размещения НТО прошло без шока для бизнеса и было реализовано в интересах всех жителей Воронежа.