Газета,
которая объединяет

Под крылом самолета…

В Воронеже скоро возобновит работу аэродром «Балтимор»
Рубрика: Социум№63 (2428) от
Автор: Олег Гладышев

Военный аэродром «Балтимор» – одна из самых потенциально опасных точек Воронежа. Сейчас завершается его реконструкция. Откроют его в сентябре-октябре этого года (точную дату военные не называют).

Семь лет, пока шла реконструкция, эта тема не вызывала беспокойства, а жилые кварталы и дачи недалеко от объекта множились. И вот – начала расти ее «температура»: на «Яндекс.Районе» и в других соцсетях возникли пылкие дискуссии противников аэродрома и тех, у кого есть в жизни два союзника – армия и флот.

Сейчас 47-й авиаполк базируется в Бутурлиновке, одна эскадрилья – в Балашове, другая – в Борисоглебске. Самолеты Су-34 – тяжелые, а Бутурлиновский аэродром не приспособлен для базирования тяжелой авиации, особенно с полным вооружением. Скоро и полк, и авиапод­разделения развернутся на «Балтиморе».

ГОРОД У ЛИНИИ ФРОНТА

Аэродром Воронеж-Б был построен еще в 30-е. Во время оккупации города немцы перестроили его и залили бетонную полосу. К 50-му аэродром расширили поверх этой полосы. В 90-е он стал приходить в упадок, и земли вокруг «Балтимора» начали застраивать дачами, новостройками и коттеджами.

В 2006-м на новом генплане Воронежа вместо аэродрома даже планировался жилой квартал. Но «Балтимор» никуда не делся, и в 2010-м полеты возобновились, что вызвало массовые протесты внезапно оглушенных жителей. Главный санврач области Михаил Чубирко тогда признал, что у людей из-за этого могут развиться серьезные проблемы со слухом («Я могу абсолютно точно заявить, что шумы превосходят допустимые нормы во много раз!»).

В 2013-м «Балтимор» закрыли на реконструкцию. Планировали закончить ее в 2015-м, но не смогли: сначала на нем собирались создать одну из крупнейших авиабаз страны, увеличив число самолетов с 24 до 200. Потом передумали и вернулись к принципу «один аэродром – один авиаполк», решив построить вторую полосу.

Большинство воронежцев, проживающих близ военного объекта, относятся к возобновлению работы аэродрома негативно. В отчаянии люди пишут, что армия воюет акустическим оружием с собственным народом: шум от самолетов просто убийственный, причем и днем и ночью, а растения сохнут: от 1 до 5% дизтоплива не усваивается двигателем, и оно в чистом виде попадает в атмосферу. Армия отвечает, что вместо прежних бомбардировщиков Су-24 будут летать более тихие Су-34: они менее вредны для экологии и психического здоровья граждан. А еще Минобороны предложило построить между аэродромом и Тепличным 10-метровый забор и посадить деревья.

СТРАНА ГЛУХИХ

Самая яростная битва воронежцев с «Балтимором» произошла в конце «нулевых». Митинги, пикеты, коллективные письма – доходило до ста двадцати тысяч подписей; кому только не писали – даже самому президенту! Мол, по закону такие объекты должны располагаться не ближе 10 км от населенных пунктов, а тут – прямо в черте миллионного города! В ответ чиновники удивлялись явным нарушениям конституционных прав граждан и обещали разобраться.

Впрочем, про авиабазу жителей особо никто не спрашивал. Приехал в Воронеж главком ВВС России Александр Зелин, и региональные власти согласились создать на «Балтиморе» одну из крупнейших авиабаз ВВС России – в связи с резким обострением обороноспособности страны. Довести авиапарк с 60 до 200 самолетов, а рядом с уже 2,5-километровой взлетно-посадочной полосой в 2 км от жилых домов построить еще одну, в 3,5 км и шириной 80 м. Причем новая полоса планировалась вообще в сотнях метров от жилья.

А протестам воронежцев главком Зелин тогда очень удивился: не может быть, чтоб люди были против «Балтимора» – от него ж им одна польза! Авиабаза даст новое развитие городу, мужчинам – рабочие места, а женщинам – женихов. Начальник ВВАИУ Геннадий Зибров и вовсе заявил, что оппоненты реконструкции преследуют коммерческий интерес.

В июне 2010-го жители, не дождавшись реакции на свое общественное мнение, принялись митинговать. Мол, как жить, если боевые самолеты чуть в окно не влетают? Чиновники в ответ предложили им сменить место жительства, установить многокамерные окна или просто использовать беруши.

Дошли воронежцы и до Верховного суда РФ. Но тот отказал инициативной группе в переносе «Балтимора» за черту города: проще, мол, расселить микрорайон Тенистый.

Забавный факт: база ФК «Факел» – в поселке Тенистый, и тогдашний тренер Савченков сообщал, что команда перед домашними играми уезжает в гостиницу, чтоб футболисты могли поспать.

ПОДИСКУТИРУЙ – УМ ВСКРУЖИТСЯ

На форуме БВФ обсуждение темы авиабазы в 2010-м заняло больше ста страниц.Теперь в соцсетях тоже тесно эмоциям.

Врач из БСМП рассказал, что операция во время взлета самолетов становится высшим пилотажем для хирургов, а каково семьям с детьми в жилых домах возле «Балтимора», лучше не думать.

«Страшно то, что нас никто не слышит! Сколько подписей собирали, сколько митинговали – и ничего не меняется».

«Когда над тобой регулярно орет эта махина, жалеешь, что нет в доме какого-нибудь «стингера». Воют все сигналки в округе, часами укачиваем хнычущего ребенка. И каждый день, прожитый без рева самолетов, – счастье! Долгоаэродром молчал, но теперь жить здесь будет физически невозможно, а переехать не получится, потому что цены на жилье упадут ниже плинтуса».

Недовольным отвечали: сколько можно ныть уже? Понакупили дешевых квартир рядом с аэродромом, а потом требуют убрать его, – сюрреализм! Лучше уж пусть наши самолеты гремят, чем американские!!! И вообще, поздно хватились: вложены огромные деньги, кто ж теперь его закроет? «Балтимор» охраняет нас!

Патриотам возражают: а что, на нас кто-то собирается напасть? У России столько ядерного оружия, атомных станций и химии, что всей планете мало не покажется – никакие бункеры не спасут!

Не все так просто и с «экономией» покупателей: многих переселили туда из аварийного жилья умные строители; просто поставили перед фактом. А в частном секторе люди строились сами, за свой счет воду провели, газ, канализацию, вручную копали двухметровые траншеи. Ради светлого будущего дети раствор мешали, отец кирпичи клал, мать штукатурила. Им государство дало только участок земли с бурьяном. А теперь их светлое будущее идет под хвост самолету?

ПОД ТЕКСТ

Из истории самых громких авиакатастроф

1972. В Светлогорске военный самолет упал на здание детского сада. Погибли 23 ребенка, 2 воспитателя и 8 членов экипажа.

1996. В Киншасе (Республика Конго) Ан-32 «Московских авиалиний» не смог оторваться от земли и выехал на рынок рядом с аэропортом. Погибли 297 человек.

1997. В Иркутске упал военно-транспортный Ан-124 «Руслан», погибли 4 человека на борту и 68 в пятиэтажке, на которую упал хвост самолета. Падая, он задел детский дом, где был тихий час, по зданию разлилось и вспыхнуло горючее. Погибли 2 девочки, некоторые обгорели.

2017. Транспортный «Боинг-747» при заходе на посадку в киргизском аэропорту Манас упал на поселок в 1,5-2 км от взлетной полосы аэропорта. Разрушено более 15 домов, 37 жителей погибли.