Газета,
которая объединяет

Минус стресс

Психологи объяснили, как подготовиться к учебному году
Рубрика: Социум№59 (2424) от
Автор: Ирина Лазарева

Каким будет новый учебный год для школьников, трудно предсказать. Ясно одно – все стороны образовательного процесса не горят желанием снова окунаться с головой в дистанционный формат. Тем не менее и этот, и очный режим грозят учащимся, педагогам и родителям напряжением и стрессом из-за разнообразных психологических трудностей. Самые распространенные из них «Берег» разобрал с семейными психологами Михаилом и Мариной Щербаковыми и узнал, что делать.

Белая ворона: учеников и/или учителей могут обязать посещать общеобразовательные учреждения в маске.

– Из-за этого родители тут же запаниковали: во-первых, это неудобно, а во-вторых, кто-то решил, что такой внешний вид может стать предметом насмешек. Так скажу: если это правило, которое будет поддерживаться всей школой, ничего не произойдет, это никак не повлияет на психологический климат в коллективе. Сама по себе маска как атрибут не будет поводом для ухмылки, если только ребенок ранее не подвергался буллингу. Повод для волнения из-за маски будет в том случае, если ребенок оказался белой вороной в классе: все отказались от масочного режима, а он нет. Что делать? Родители должны всерьез поговорить об эпидемиологической ситуации с детьми перед школой, объяснить, что носить те же маски необходимо, потому что это – ради здоровья, а не потому, что так сказали. В противном случае получим агрессию, желание бунтовать и не подчиняться, – считает Марина.

– Мне кажется, тут важно говорить о первопричинах. Дети – губки, они впитывают систему восприятия мира родителей. В стране есть ковид-диссиденты, и я думаю, что важно будет смотреть на психологию в этих семьях. Тех, кто маски носит, они могут считать идиотами, рабами, – говорит Михаил. – И это просочится в классы. Имеют место и другие варианты – как это правило соблюдается и кем. Мое мнение такое, что это ляжет на плечи учителей, и важную роль будет играть их авторитет в классе. При введении масок может возникнуть и такой нюанс: маска станет мерилом крутизны, достатка. Здесь поможет откровенный разговор с ребенком – аккуратно поинтересоваться, есть ли у них какие-то градации, а главное – волнует ли это ребенка. Нужно объяснить, что на самом деле маска не для красоты, но в любом случае пусть дети сами выберут ту, в какой им ходить.

Запертые в классе: ограничения на свободное передвижение по школе, предполагающие, что перемены дети будут проводить только со своими одноклассниками.

– Мы говорим здесь о двух чашах на весах, и не разобрать – какая из них весомее. С одной стороны, речь идет о физическом здоровье, когда такое ограничение кажется разумным, а с другой – о здоровье психологическом, которое не должно упускаться из виду. Замкнутое пространство неизбежно повлияет на нервную систему, это приведет к стрессам и напряжению, потому что детям важна социализация, им важно двигаться, важно не чувствовать себя отрезанными от общества. Как же быть, если подобное произойдет? Ребенок должен получить установку, что это временно и скоро это закончится, – говорит Марина. – Но накапливающееся напряжение нужно будет снимать. В классах, если не выходим, нужно продумать смену деятельности – зарядку и разминку. Детям нужно чередовать умственную работу с физической.

Снова за парту: как учителям наладить дисциплину в классе после дистанционной четверти и каникул и не сорваться на детей?

– Не идти в класс в состоянии усталости, вымотанной. Надо хорошо высыпаться, выделять время на себя, заниматься разной физической активностью, сбалансированно питаться, – говорит Марина. – Временем на себя не стоит жертвовать, даже когда свалилось много работы. Вы думаете, вот сегодня с отчетами посижу, завтра посижу, послезавтра, а вот потом прогуляюсь. Категорически так нельзя! Не жертвуйте одним ради другого, иначе ничего не успеете. И в этот свободный час вы не должны делать то, что не нравится – это не для грязной посуды и глажки белья, это для релакса.

– Усилить стресс учителей могут однотипные вопросы, шутки про вирус и вторую волну, а также дополнительная работа из-за эпидситуации. Что делать? Вести контроль закипания. И честно говорить с детьми – и по поводу ситуации, и по поводу своего самочувствия. Скажите, что устали, – советует Михаил.

Справка о COVID-19: детей, переболевших коронавирусом, станут избегать.

– Адекватные родители этого не допустят. По-хорошему, такого вообще не должно быть, мы же не сторонимся людей, которые переболели, например, ветрянкой. Но это может возникнуть. Наши эмоциональные страхи часто от незнания, поэтому опять все ляжет на плечи учителей – надо будет доносить, что перенесшие COVID дети – такие же. Нужна будет организация профилактических классных часов и тематических родительских собраний. Если не помогает – к специалисту, это уже, скорее всего, непроработанная травма.

– Тут многое зависит от субъективной оценки, восприятия ситуации конкретным человеком, – подтверждает Михаил. – Думаю, что родителям нужно работать в тандеме с учителем. Болезнь может стать причиной насмешек, а педагоги нередко не тушат разгорающийся огонь в начале, не видя в этом ничего такого. Здесь подобного допустить нельзя. Только пресекать! Но я убежден, что будет больше неадекватно воспринимающих ситуацию мам, которые станут орать: «Уберите отсюда своего больного!» Не реагируйте, уходите в сторону, жестко пресекайте. Другой язык они не услышат, а вы только нервы потратите.

Учимся дома: как родителям организовать работу школьников, в том числе первоклассников, успеть за программой и не сойти с ума?

– Совет простой – объединяться с родителями из других классов. И не только общаться с ними по поводу того, как вы решили ту или иную задачу, но и на предмет того, как они организовали работу своих детей. Суть в том, чтобы собрать тусовку из таких же, как и ты. Сила в единстве. Ты можешь сидеть и часами изобретать велосипед, а кто-то, возможно, уже все придумал, и этот опыт может подойти тебе. И еще важно помнить, что перед тобой нет задачи – загнать себя и ребенка, так что снимите градус важности и не прыгайте выше потолка. Если не получается – отложите, попробуете потом, не надо друг другу трепать нервы. Ходить же тоже не сразу научились, – поясняет Михаил. – Но, конечно, придется структурировать свою жизнь, организовать подходящее для учебы пространство. Это особенно нужно сделать в большой семье, потому что всем надо проверять уроки, слушать вебинары. Эти моменты лучше прописывать на листе – вы будете видеть план, понимать, что за чем следует. Это будет понижать степень волнения, так как вы упорядочите работу.

И да, трансляция негативной модели, что дистанционка – зло, это тоже стресс для всех участников образовательной деятельности. Поберегите себя и детей. Они видят, что мама с папой недовольны, и они считывают и перенимают ваше раздражение. Да, это неудобно, но в наших силах сделать так, чтобы стало комфортно. И у каждого свое понятие о комфорте.