Газета,
которая объединяет

Краудфандинг вместо аплодисментов

Никитинский театр Воронежа отметил день рождения в прямом эфире
Рубрика: Культура№55 (2420) от
Автор: Ирина Лазарева

Частный Никитинский театр 4 августа собрал зрителей в онлайн-режиме, отметив открытие сезона, четырехлетие театра и день рождения худрука Бориса Алексеева. Алексеев в своем аккаунте провел прямые трансляции, где исполнил песни под аккомпанемент супруги Ирины Алексеевой, декламировал стихи и рассказы.

Артист прочел рассказ Патрика Зюскинда «Сражение», представил концертное исполнение спектакля «Оза» по стихотворениям Андрея Вознесенского, а также исполнил любимые и знаковые произведения под аккомпанемент фортепиано.

– Каково это для артиста – встречать день рождения и готовиться к нему, зная, что никто не придет? Что не будет непосредственного контакта с залом?

– За время непомерно длительного периода самоизоляции, мне кажется, многие уже привыкли к онлайн-диалогу, поэтому каких-то неприятных эмоций я не испытываю. К тому же все то, что я устроил, – это всего лишь экспромт, а не серьезная отрежиссированная программа. Это желание спонтанное – провести вот так свой день рождения. Конечно, эта дата совпадает и с днем рождения театра, и это событие мы хотим приурочить к грядущему старту нового сезона (с 14 сентября губернатор разрешил возобновить работу театрам), но я дал артистам в этот день возможность отдох­нуть. Все это время мы работаем очень интенсивно. А сам решил пошалить – в культурном смысле этого слова.

– Четыре года для частного театра – это уже большой путь, к тому же вы его проходили от «Театра одного» до заметного на театральной карте Воронежа учреждения. В чем же секрет роста?

– В том, что этому предшествовала огромная работа – от моноспектаклей и лабораторий, которые мы делали в «Доме актера» еще до современного состояния. Никитинский прошел эволюционный путь, в принципе так и планировалось, так виделось изначально и так хотелось. Открывая «Театр одного» в 2011 году, мы с Ириной понимали, что это этапный проект, и мы будем идти к созданию своего театра. Так что мы гораздо опытнее официальных четырех лет.

И, думаю, вторая составляющая фактора успешности – много-много-много работы практически без отдыха. И не только над театром, но и над собой, над качеством того, что мы делаем. И, наверное, немного удачи. И терпение. Если долго ломиться в одну дверь, она обязательно откроется. Все это в сумме дает результат.

– А как же отсутствие страха к экспериментам? Никто до вас не делал, например, спектакли для одного зрителя; театральные проекты, интегрированные в городское пространство…

– Мы не считаем это экспериментами, это просто наша работа. Это уже существующие формы театрального творчества, современного театра, и мы их просто показываем людям. Но смелость в том, чтобы окунуться в эту воду. Если нам нужно, мы начинаем это делать, чего бы это ни стоило. А стоит нам это – уже в свои 36 лет могу сказать – здоровья. Если кто-то собирается организовать самостоятельную театральную деятельность, знайте, что это отнимает тонну здоровья. Так что подумайте, оно вам надо? Эта работа – некомфортная. Это я просто с пяти лет на сцене, и понятия не имею, как можно жить по-другому.

– Как показала пандемия, частный театр – это качели. Сегодня зритель есть, а завтра его нет, и дохода у вас нет. Когда голова наполнена финансовыми вопросами, не мешает ли это творчеству?

– К счастью, я театр делаю не один. Поэтому муторные финансовые вопросы на мне не лежат. У меня две Ирины в штате административных сотрудников, мои правая и левая рука, и это их забота, на что театр будет жить. И они с ней справились даже в это нелегкое время, объявив краудфандинг, который мы закрыли на 103%. Вот этим дирекция занимается, а я с артистами репетирую сложный спектакль «Двенадцатая ночь», который покажем на Платоновском фестивале искусств.

– Два года назад вы рассуждали об идеальном будущем Никитинского театра: конкурентоспособные зарплаты, высокобюджетные спектакли, приглашенные режиссеры. Продвинулись ли вы в своем представлении об идеале, или чем дальше, тем хочется больше? И теперь на горизонте – новые задачи?

– У нас многие приглашенные режиссеры ставят спектакли, да и бюджет наших проектов вырос. Что касается зарплат, то они понемногу, но растут, хотя я не рискну пока назвать их конкурентоспособными. Мое стремление – обеспечить тем, кто рядом, тем, кого я люблю, достойную жизнь.