Газета,
которая объединяет

Полувек и человек

В среду, 22 апреля, исполнится 150 лет со дня рождения Владимира Ульянова (Ленина). Конечно, в газетной колонке не отразишь в полной мере масштаб того влияния, которое оказал этот человек на ход событий, но и не заметить такую дату с нашей стороны было бы неправильным.

Что уж тут говорить, если продолжительное время в нашей стране он был приравнен к божеству – и по степени поклонения, и даже по отношению к его телу, которое так и осталось непогребенным. Что оно символизирует сейчас, когда другие идолы у нас в почете, – сказать не берусь.

Как и большинство исторических фигур, Ленин по здравому рассуждению вызывает противоречивые чувства. К примеру, с его именем связывают повсеместное распространение образования в стране, где грамота была уделом немногих. Безусловно, благое дело, поскольку невежество губительно для нации.

А с другой стороны, его легкое отношение к насилию свидетельствует о полном отсутствии морали. Он, кажется, был целеустремленным, как пуля, и таким же, как пуля, лишенным милосердия.

По случаю его 150-летия есть вот какое соображение. В бывшей нашей стране 100-летие Ленина отмечалось масштабно и широко (говорю же – обожествляли вождя) и клялись продолжать его дело вечно. Но минуло всего лишь 50 лет, исторически ничтожный срок, а идеалы и кумиры в стране сменились радикально, можно сказать – на прямо противоположные.

И мне легко представить, что еще через 50 лет ныне­шние идеалы и кумиры будут с такой же легкостью выброшены на свалку за неактуальностью. Вот этому-то мы у Ленина точно научились.