Газета,
которая объединяет

Первый раз – в Яндекс-класс

Глава департамента образования Олег Мосолов снова вышел в прямой эфир для общения с родителями школьников
Рубрика: Социум№28 (2393) от
Автор: Ирина Лазарева

Пока новая форма обучения школьников не встала на нужные рельсы – вопросов по организации учебного процесса на дому с использованием электронных устройств еще достаточно много. Глава регионального департамента образования, науки и молодежной политики Олег Мосолов, проанализировав трудности первых недель, ответил на вопросы родителей.

ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ

Яна Ветохина:

– Как же все-таки должно быть организовано дистанционное обучение? Должны ли мы учиться только на «ЯКласс»?

Олег Мосолов: «Каждая образовательная организация самостоятельно выбирала подходящую платформу для обучения, но сейчас мы пришли к пониманию, что очень сложно, когда ребенку рекомендуют использовать материал трех-пяти-шести платформ. Учитывая опыт первой недели обучения в данном формате, мы решили, что надо брать одну основную платформу – как для получения материала, так и для коммуникации с педагогом, но иметь при этом одну-две резервные. Технические возможности платформ усовершенствованы, многие их владельцы этот вопрос исправили».

Олеся Славникова:

– Как вы считаете, каждый ли ребенок способен освоить школьную программу самостоятельно? Колоссальная нагрузка на детей, учителей и родителей…

О.М.: «Обучение в таком формате – это не самостоятельное обучение, и мы попросили коллег четко разграничивать понятия. Но, к сожалению, сохраняются риски, когда фактически обучение реализуется как самостоятельное – педагог выдал задание и ждет, что ребенок сам при помощи родителей с ним справится. Без комментариев и коммуникации с учителем. Нет, обучение должно иметь обратную связь, детям нужна возможность получить разъяснение материала».

Алена Прохорова:

– У нас нет компьютера и нет возможности его приобрести. Как нам учиться дистанционно?

О.М.: «Мы проводили мониторинг и знаем, что около 26 тысяч школьников региона оказались в аналогичной ситуации. Должен пояснить, что правильнее будет говорить не о дистанционном обучении, хотя это понятие уже активно используется, а об опосредованном. То есть бесконтактном, как это предписывают существующие нормы. Дистанционное обучение предполагает обязательное условие использования электронных устройств, а там, где их нет, мы применяем возможности телефонной связи, работы с учебником, пролонгированных заданий. И таких кейсов множество, они доведены до учителей. Мы должны дойти до каждого ребенка.

Мы знаем, что с проблемой нехватки устройств столкнулись в основном многодетные семьи. Пока мы задействовали школьные ресурсы, передав нуждающимся 250 ноутбуков во временное пользование. Речь идет об учениках. А учителям, которые тоже оказались в непростых условиях – они преподают уроки, в течение дня занимают компьютер, но у них тоже есть дети, которым надо учиться, – мы также предоставили 1,5 тыс. устройств, это не обязательно компьютеры. В настоящее время начата работа по привлечению средств бизнесменов для того, чтобы обеспечить нуждающихся дополнительными электронными устройствами. Надеюсь, что на этой неделе уже начнется поставка техники, ею обеспечат самых нуждающихся. Точкой коммуникации станут школы».

ОСНОВНЫЕ И НЕОСНОВНЫЕ

Ольга Аксенова:

– Многое из того, что сейчас мы пытаемся пройти, дети не могут усвоить. Не будет ли это пробелом всей школьной программы?

О.М.: «Нет, так как задания по ряду предметов, которые мы не можем реализовать в данном формате, рекомендовано перенести на следующий учебный год (это не затронет выпускные классы) – это легитимно и позволит освоить весь нужный материал. Как пример – лабораторные работы, которые трудно сделать в условиях виртуальной лаборатории. В ряде дисциплин уже практически окончено освоение нового материала, и четверть посвящена закреплению пройденного».

См. справку «Берега».

Елена Гусева:

– Можно ли освободить детей от ИЗО, физкультуры, музыки? Ведь весь день мы делаем задания по основным предметам.

О.М.: «Такие рекомендации мы также выдали. Но у нас нет разделения, какие предметы важны, а какие нет, однако мы понимаем, что возможностей для работы с учебным материалом по физической культуре, изобразительному искусству меньше, чем по другим предметам. И, кстати, мы во всех своих документах специально брали «домашнее задание» в кавычки, потому что этот термин сейчас использовать неправочно: ребенок и так все время дома, выдавать ему еще параграфы для обязательного прохождения как минимум некорректно. Мы говорим исключительно об организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса».

СИДИТЕ САМИ

Екатерина Милютина:

– Когда сформируют временные группы в садиках?

О.М.: Возможность открытия дежурных групп в дошкольных образовательных организациях предусмотрена только в случае крайней необходимости. Это означает, что родители работают на тех предприятиях, деятельность которых разрешена, и нет возможности организовать быт ребенка иначе. Сейчас в Воронеже открыто шесть дежурных групп в нескольких частных дошкольных учреждениях, с начала самоизоляции несколько таких групп работало в Нововоронеже.

Ситуация, вызванная эпидемиологической обстановкой, меняется ежедневно. Если раньше считалось, что дети практически не болеют, то сейчас в области есть несколько подтвержденных случаев заболевания у самых маленьких. А в дежурную группу мы набираем детей из самых разных садов, из разных семей, разных контактных групп. Риски увеличиваются, и мы очень внимательно к этому относимся. Но если есть потребность, то, пожалуйста, обращайтесь в администрацию по месту жительства, будем искать варианты. Кстати, при определении ребенка в дежурную группу важно соблюсти еще одно требование – согласование с Роспотребнадзором».

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Воронежский писатель Людмила Шилина в качестве эксперимента прошла несколько тестов по русскому языку на платформе «ЯКласс» и обнаружила в одном из них пять ошибок в девяти вопросах. Писатель сообщила об этом педагогу, на что получила ответ: все вопросы к разработчикам.

– Вступать с ней в дальнейший диалог и спрашивать, проходила ли она сама эти тесты, мы не стали. Бесполезно. Ибо настоящий учитель прошел бы тест сам и, обнаружив в нем такую несуразицу, просто сделал бы по этой теме свои примеры, более подходящие и желательно без ошибок. Но куда там! – написала Шилина в соцсетях.

В ТЕМУ

17 апреля состоялось онлайн-выступление министра просвещения Сергея Кравцова в Доме Правительства. Вот основные тезисы:

• ЕГЭ начнется с 8 июня. В случае необходимости сроки будут передвинуты. Окончательное решение будет принято после майских праздников. ЕГЭ пройдет в очной форме, и меры, которые обеспечат объективность результатов, будут сохранены.

• ВПР перенесены на осень. Их результаты не будут аттестацией для школьников, а станут диагностикой для корректировки образовательного процесса.

• ОГЭ будет проходить по двум обязательным предметам – русскому языку и математике. Регионы проведут экзамены в свои сроки в обязательный промежуток с 8 июня по 31 июля – с учетом эпидситуации.

• Для 9-х и 11-х классов стартуют уроки на Общественном телевидении (ОТР) после 27 апреля, на специальном образовательном канале в рамках «Триколор ТВ» – после 20-го.

СПРАВКА «БЕРЕГА»

На следующий год перенесут освоение практических модулей по таким предметам, как химия, физика, технология, робототехника и пр.