Газета,
которая объединяет

Занавес или онлайн?

Как приходится выживать театрам на самоизоляции
Рубрика: Культура№28 (2393) от
Автор: Ирина Лазарева

Как артистам выживать без зрителя? Этот вопрос оказался болезненным для всех российских театров, вынужденных отправиться на самоизоляцию. Но есть коллективы, которым особенно тяжело – они существуют на собственные доходы.

«Берег» узнал, как планируют пережить это время воронежские частные театры.

«МЫ НЕ ПЕССИМИСТЫ»

Никитинский театр Воронежа известен своими экспериментами: труппа играет спектакли для одного зрителя, активно осваивает пространство города, реализуя творческие задумки, и даже банальная пресс-конференция у них превращается в представление. Так что в режиме самоизоляции коллектив явно не томится творческим голодом – едва их успели посадить дома, как они – единственные в Воронеже – организовали прямую трансляцию спектакля «К. Рассказы», сыграв его в пустом зале.

– В режиме самоизоляции наша творческая жизнь не остановилась, просто она перенесена в онлайн, – подтвердил художественный руководитель Никитинского театра Борис Алексеев. – Мы репетируем «Двенадцатую ночь» с режиссером Юрием Муравицким по видеосвязи или через зум, сделали онлайн-спектакль «Изоляция», который продолжался 14 дней. Он наполнен подлинными историями людей. Задумали и другие проекты.

Театр, несмотря на свою активную творческую жизнь, оказался в непростой ситуации – в мае он не сможет без посторонней помощи выдать зарплаты сотрудникам: продажи билетов – основной доход театра, а они сейчас приостановлены. Более того, зрители могут вернуть билеты на несостоявшиеся спектакли.

– В апреле нам было проще, потому что в марте мы что-то заработали, а в мае как будем жить? К завершению близится наш краудфандинговый проект на сайте Planeta.ru, осталось собрать всего около 25 тыс. от заявленной суммы, – рассказал Борис Алексеев. – Мы собираем чуть больше 368 тыс. руб. – это еле-еле на аренду и неполные зарплаты артистам. Это сумма, которую реально собрать, не напугав зрителей какими-то огромными цифрами. Но наши цифры, конечно, гораздо больше.

Театр оказался в непростой ситуации и вынужден стоять с протянутой рукой, но тем, кто жертвует средства для артистов, предлагаются уникальные лоты – это, например, проход на генеральный прогон «Двенадцатой ночи» и закрытая вечеринка фестиваля «Центр». Кстати, фестиваль независимых театров перенесли на осень, не отменив ни одной заявленной постановки, организаторы надеются даже расширить программу.

– Конечно, мы понимаем, что и наши спонсоры оказались в непростой ситуации. Однако не склонны быть пессимистами, привыкли к сложностям и умеем их преодолевать. Надеюсь, и в этот раз у нас получится, – считает худ­рук театра. – Но если все же все это затянется, то театры будут вынуждены совсем уйти в онлайн, а не просто показывать записи спектаклей. Тогда мы будем делать еще больше активностей в Сети и уже, соответственно, брать со зрителей деньги, ведь это наша работа, за которую нам нужно что-то получать.

«ПОРАБОТАЛ – ПОЛУЧИЛ»

Новый театр, также перенесший весенний фестиваль документального театра «Вербатимфест», организатором которого является, и вовсе оказался в патовой ситуации, лишившись всякой возможности зарабатывать. Объявление о сборе пожертвований коллектив выложил в свои социальные сети, но пока люди помогают не очень активно, хотя им обещаны сюрпризы – сувенирная продукция и пригласительные на показы. Плюс в том, что в этот период коллективу не надо платить за аренду зала, который предоставляет им Дом актера, но доход даже от пожертвований пока минимальный, так что зарплата артистов, скорее всего, будет равняться нулю.

– В нашей труппе актеры получают зарплату за участие в спектаклях, какого-то оклада не предусмотрено. У нас система такая: поработал – получил. На данный момент театр не может обеспечить сотрудников зарплатами, но, к счастью, большая часть ребят занята в других театрах города, поэтому у них будут какие-то деньги, – рассказала главный режиссер театра Виктория Шаламова. – Мы же запланировали ряд проектов, на реализацию которых нужны средства, даже снять качественное видео – денег стоит. Собранные средства будут потрачены и на это в том числе. Мы покажем серию документальных читок в социальных сетях: у нас образовался большой архив историй (театр позиционирует себя как документальный, все работы поставлены на основе реальных историй – прим. авт.), которые не вошли в спектакли. Периодически организуем прямые эфиры со зрителями, параллельно я работаю над материалом, чтобы сразу после того, как разрешат представления, мы не теряя времени приступили к репетициям нового спектакля.

А вот от показа своих постановок в записях Новый театр отказался, по мнению коллектива, сейчас информационное поле перегружено.

С ПОДУШКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Государственные театры оказались, конечно, в более выгодном положении, однако и они тревожатся по поводу своей будущности. Как долго учредители смогут «тащить» театры вхолостую?

– Конечно, хотелось бы поскорее получить какую-то ясность по срокам окончания пандемии – будет это середина мая, июнь или все-таки нам придется отложить все планы и встречи с публикой до нового сезона. И если так, то к этому тоже надо готовиться, в том числе финансово. Наши убытки уже посчитаны, данные переданы в департамент культуры. Другое дело, что обстановка непростая, и будут ли средства выделены на театры, могут решить только на самом высоком уровне. Но могу с уверенностью сказать, что театры относятся к числу тех, кому такая поддержка нужна, – отметил художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычков. – Что касается нас, то на первое время у театра есть подушка безопасности. Она небольшая, но чтобы в апреле заплатить всем работникам – в полном объеме, ничего не урезая, никого не отправляя в отпуска без содержания – хватит. Все получат заработную плату из тех средств, которые нам удалось заработать в январе, феврале, первой половине марта. Что будет дальше? Сказать трудно. Будем надеяться, что областное правительство и учредитель (департамент культуры Воронежской области – прим. авт.) окажут финансовую поддержку, потому что выпадающие доходы – составная часть нашей заработной платы, а субсидии из бюджета покрывают ее только на 40-50%.

В драмтеатре артисты получат, скорее всего, только оклады без процентов, полагающихся за выходы на сцену (хотя руководство намерено найти резервы для компенсирования этой разницы), а в театре кукол «Шут» труппа лишится премиальных по итогам сезона.

– Сейчас заработка у нас нет, а о режиме самоизоляции объявили практически накануне школьных каникул. Мы потеряли два очень интенсивных и прибыльных месяца работы в нашем театре, – сообщила арт-директор Воронежского государственного театра кукол «Шут» Светлана Дремачева.

А вот худрук драмтеатра глобальнее посмотрел на ситуацию.

– Что будет потом, никто не знает. У меня серьезные опасения по поводу того, что беднеет население. Сколько людей, которые остались без накоплений и вынуждены сидеть дома? Если раньше зрители могли позволить себе пойти в театр хотя бы раз в месяц, то теперь они трижды подумают – идти или нет, потому что есть надо, – сказал Владимир Петров.