Газета,
которая объединяет

В последнем приюте

Что на городских кладбищах будут делать с заброшенными и обезличенными могилами
Рубрика: Социум№15 (2380) от
Автор: Наталия Осадчая

Работа о могильном захоронении – ответственность родных и близких покойного и с точки зрения морали, и с точки зрения закона. Тем не менее состояние многих могил на погостах давно вызывает обеспокоенность властей и общественности. Воронеж не стал исключением: на некоторых кладбищах ежегодно растет количество заброшенных и неопознанных захоронений. И не только потому, что о них уже некому позаботиться…

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ…

Могила – последний приют усопшего, ее нужно обязательно облагораживать и следить за ее состоянием, чтобы таким образом отдавать дань памяти ушедшему человеку. И неважно, к какому вероисповеданию относился человек или же был атеистом – последний приют нужен всем. Наши кладбища дряхлеют, а мест для захоронений становится все меньше.

В большинстве западных стран с заброшенными могилами обращаются просто: закончился срок аренды земли – могильное сооружение сносится, останки изымаются, кремируются, а место используют для повторного захоронения.

В нашей стране консервативные традиции еще достаточно крепки, а потому на захоронения, даже явно бесхозные, посягают крайне редко, да и то зачастую по-соседски, самозахватом.

– На Казанском кладбище есть могилы, которым более 50 лет, но, чтобы просто взять и снести их только потому, что могила старая – такого не происходит, – поясняет руководитель МКУ «Администрация городских кладбищ» Андрей Хаустов. – Совсем другое дело – могилы обезличенные. Сейчас мы подготовили предложения по внесению изменений в постановление мэрии в части содержания могил, где будет разъяснено, какие места захоронений можно будет считать обезличенными и как с ними поступать. На обезличенных могилах нельзя будет проводить подзахоронения родственников. Если же суд признает, что у имущества (могильного сооружения) нет хозяина, оно будет снесено.

Обезличенная могила – это захоронение, на котором не указаны фамилия, имя, дата смерти усопшего. Иногда вместо таблички с данными покойного на могиле можно увидеть номер, который был присвоен захоронению. Принадлежит ли номер именно этой могиле, можно проверить лишь по архивным документам (если таковые сохранились), потому что нередко «соседи» прикрепляют номера с захоронений своих родственников на близлежащие могилы, чтобы создать иллюзию, что она «чья-то».

– Только что прикрепленная табличка доказательством не является. Комендант регулярно обходит кладбище и видит, что могила была долгое время обезличена, а тут вдруг появляется табличка и следом – требование родственников разрешить подзахоронение, – поясняет Хаустов. – Табличек нет на могилах по разным причинам. Чаще всего она была выброшена вместе со сгнившим крестом. Мы наблюдаем за такими захоронениями, так сказать, от Пасхи до Пасхи, а в целом – порядка 15 месяцев: если ее никто не привел в порядок, могилу нужно признавать обезличенной.

Кстати, обезличенные могилы не всегда имеют вид заброшенных. Довольно часто их убирают «соседи», чтобы общая площадь выглядела достойно.

ЗАБЫТЫЕ И ЗАБРОШЕННЫЕ

Вторая категория захоронений, вызывающих беспокойство работников кладбищ – заброшенные. Здесь могут содержаться сведения об усопшем, но общее состояние участка удручающее: перекосившиеся ржавые железные памятники, завалившиеся кресты, бурьян и даже целые деревья, растущие прямо из могил. Именно такие места обычно и вызывают мистический ужас у посетителей кладбища.

Работники кладбища не советуют сажать возле могил деревья. Пройдет много лет, на сооружения начнут падать засохшие ветки, да и само дерево может рухнуть на захоронение.

– Сейчас модно сажать туи, – рассказал нам работник Юго-Западного кладбища Сергей. – Но, как оказалось, они очень требовательны к влаге, даже больше, чем березы, и после жаркого лета 2010 года многие деревья засохли.

Не всегда заброшенная могила говорит о том, что у усопшего совсем не осталось родственников. Нередко они просто не считают нужным посетить кладбище хотя бы раз в год, чтобы привести участок в порядок.

– Больше всего заброшенных могил на Казанском кладбище – до 80%, – уточняет Хаустов. – На Коминтерновском – почти половина, в зависимости от квартала. На остальных значительно меньше, но все же такие захоронения есть.

При кардинальной смене места жительства, чтобы не превратить могилу родного человека в заброшенную, некоторые заказывают эксгумацию и перезахоранивают усопшего поближе к дому.

Мест на воронежских городских кладбищах в настоящее время практически нет, открытое кладбище сейчас – только Березовское в Левобережном районе, но и его ресурс невелик. В то же время в Воронеже ежегодно требуется захоранивать около 10 тыс. человек. Наличие практически в каждой семье автомобиля позволило свободнее выбирать места для захоронений за пределами Воронежа, например, в Семилукском районе.

Два года назад на воронежских кладбищах начали проводить масштабные работы по очистке, мусор вывозился тысячами кубометров, что позволило освободить значительные территории для новых захоронений.

– Наступает весна, один за одним пойдут праздники, в которые принято посещать места захоронений – Вербное воскресенье, Родительские субботы, Пасха, Радоница. Я хотел бы обратиться ко всем воронежцам с просьбой вспомнить о своих ушедших родных и близких и посетить их могилы, – сказал Андрей Хаустов.

КСТАТИ

Начавший свою работу в январе 2020 года крематорий проблему дефицита мест на кладбищах может решить. Станет ли такой метод упокоения усопших популярным в Воронеже, покажет время. Сейчас имеющая большой вес в обществе православная церковь категорически отвергает кремацию умерших, что, несомненно, влияет на решение граждан о способе захоронения умершего.

Урну с прахом можно без проблем подзахоронить в могилу к родственнику, не дожидаясь периода минерализации (в зависимости от почв на каждом кладбище он разный, в среднем – 15-20 лет). Захоронение урны разрешается даже на закрытых кладбищах. Если нет возможности или желания поместить урну с прахом в колумбарий (такого в Воронеже пока нет, но обещают построить), ее можно захоронить на кладбище в отдельной могиле – закон определяет для кремированного тела выделение участка 80х80 см.