Газета,
которая объединяет

Он же памятник!

Рубрика: Культура№ 140 (1423) от
Автор: Анна Жидких

На этой неделе юбилей отметили «Джентльмены удачи»: 40 лет назад кинокомедия вышла на экраны. Премьера состоялась 13 декабря 1971 года в столичном кинотеатре «Россия». А уже на следующий день на подступах к оному спекулянты «толкали» билеты по три рубля, и они расхватывались, как горячие пирожки:  в кассе заветный документик  стоил 20 копеек, но достать его было нереально.

В прокате 1972-­го «Джентльмены удачи» вышли в лидеры года: картину посмотрели более 65­-ти млн. зрителей. При скромнейшей, по нынешним меркам, смете в 400 тыс. руб. фильм принес около 30 млн., отработав самым честным образом, без наведения тени на плетень. Без таинственного замалчивания исполнителя главной роли и массированной рекламы по центральному телеканалу.

Можно было бы списать тогдашнюю популярность «Джентльменов» на убогость атмосферы в советской стране, где само разрешение «ботать по фене» с экрана воспринималась неслыханной дерзостью и откровением. Не все, однако, так просто: любимую комедию, выученную едва ли не наизусть не одним поколением россиян, и сегодня вставляют в телепрограмму по любимым праздникам – как беспроигрышный вариант. Смотрели, смотрим и смотреть будем: показ на любом телеканале неизменно зашкаливает за все мыслимые рейтинги. Потому что фильм – он же памятник!

Что ему позволило стать таковым? Я, кажется, догадываюсь: любовь и дружба. Известно, что в пору сочинения сценария между режиссером Георгием Данелия и модной писательницей Викторией Токаревой вспыхнуло большое советское чувство. А еще Данелия, уже наработавший к тому времени авторитет фильмами «Сережа», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Не горюй», искренне хотел помочь сокурснику Александру Серому. Серый был фактическим режиссером «Джентльменов», но без влиятельного Данелии он им не стал бы. Потому как только-­только «отмотал» тюремный срок: киношных начальников сей факт раззадорил бы, как красная тряпка быка. Так что шедевр сделала великая сила искусства любить и дружить…

У меня с «Джентльменами» связана своя история – можно сказать, личная. К сожалению, не смешная. Так получилось, что, воспользовавшись служебным положением, я как­то подружилась с известным артистом. Мы ездили друг к другу в гости, и в один из моих очередных визитов в Москву друг решил показать мне музей Театра киноактера, в котором он тогда работал. Сказал, что хранитель экспонатов – старых фотографий, афиш и прочих театральных артефактов – очень интересный старичок, который помнит еще Бориса Андреева, Михаила Жарова, Леонида Утесова…

В каморке, громко названной музеем, и вправду было здорово. Ее хозяин, заварив какой­-то колдовской чай не в чайнике, а в крохотной кастрюльке, охотно показывал накопленное «добро». Рассказывал много любопытного и занятного. Вдруг в разгар теплейшего нашего общения дверь в комнатуху открылась – и в нее просунулась голова натурального бомжа.

«А, Радик, заходи, – гостеприимно разулыбался дедуля, увидев пришедшего. – Знакомьтесь, Аня, это – Раднэр Муратов…» Я, конечно, тут же узнала его – Василия Алибабаевича из «Джентльменов удачи».

Явно стесняясь собственной неухоженности, он практически не раскрыл рта – только растягивал его в улыбке. Виноватой, жалкой. Попил чая – и попрощался. Уходя, бросил на меня взгляд вполоборота: «Правда же, наш фильм – хороший?»

Старичок, закрыв за гостем дверь, только головой покачал: «Совсем сдает бедный Радик! Раньше так радовался возможности поговорить про фильм, которым он живет! Любил рассказывать про то, как снимали эпизод с цистерной: в ней, конечно, не цемент был, а обыкновенная хлебная закваска, подкрашенная зеленой луковой эссенцией. Вылезли артисты из этой бурды – и быстрее мыться. Смотрят, Вицина нет. Оказалось, он продолжает сидеть в цистерне: кто­-то ему шепнул, что этот состав на 23 лекарственных травах на 15 лет продлевает молодость»…

Вскоре после нашего эпизода Раднэр Муратов ушел из жизни. Не знаю, где он похоронен, есть ли на его могиле памятник. Но братский монумент «джентльменам удачи» – Доценту, Косому, Василию Алибабаевичу и верблюду Васе (почему­то без Хмыря) – точно существует: он установлен в казахстанском городе Тараз, бывшем Джамбуле.

Поговаривали, что уже в нынешнем году Тимур Бекмамбетов обещал запустить в производство римейк «Джентльменов удачи». По словам режиссера, фильм станет современной интерпретацией классики, причем сценарий от оригинала будет отличаться не сильно. Даже если и так, вряд ли нас порадует творчество Бекмамбетова.

Не он это…