Газета,
которая объединяет

«Стараюсь делать честно свою работу»

Детский писатель Андрей Усачев – о книгах-шедеврах и воспитании вкуса
Рубрика: Люди дела№10 (2375) от
Автор: Ирина Лазарева

Читали стихи, пели под гитару и задавали вопросы. Творческую встречу маленьких читателей и детского писателя Андрея Усачева организовала в Воронеже детская библиотека №38.

Эксклюзивное интервью писатель дал журналисту газеты «Берег».

ПОБОРОТЬСЯ ЗА НЕЧИТАЮЩИХ ДЕТЕЙ

– Андрей Алексеевич, сегодня популяризируют все – патриотизм, хоровое пение, литературу… Но популяризируют обычно то, что в кризисе. Как у нас обстоят дела с детской литературой?

– Ни в каком кризисе литература не была. Много хороших авторов, не обеднели мы талантами. Да, ушел Успенский, но пришли молодые писательницы. Популяризация – это не обязательно антикризисная мера. Популяризируют, например, науку. Великий Жюль Верн был пропагандистом научных идей. Вопрос в том, как это делать. Всегда интересно читать Святослава Сахарнова. Дмитрий Быков мастерски ведет уроки истории, потому что он очень талантливый человек. Это все примеры о качестве.

Развивать круг интересов – это нормально. Однако есть некие интимные сферы, где пропаганда противопоказана. В одной из своих книг я написал, что патриотизм – это любовь к родине, а о любви никто никогда не кричит. Любовь – это тихое понятие. Я не верю человеку, который идет по улице и кричит о чувствах к жене. Или с трибуны говорит, что любит детей…

– Вы никогда не говорили детям-читателям, что любите их?

– Нет. Есть дети, которых я люблю, а есть дети, которых любить не собираюсь! Ему еще семь лет, а он уже откровенный мерзавец, эгоист и все прочее. Он никого не замечает, ему плевать на товарищей, не уважает взрослых – это по поведению видно. Недавно ко мне в аэропорту подошел мальчик. Не самый маленький, лет пяти. Вот подошел, смотрит на меня и засовывает палец в мою чашку кофе. И смотрит – что будет дальше. Я взял его палец, и кофе ему по лбу размазал. Подбегает мама: «Вы что делаете?» Я сейчас думаю, может, я не прав был. Но это явный недостаток в воспитании, я тут совершенно ни при чем, ребенку нужно было привлечь внимание мамы, которая сидела в телефоне. Если ребенок позволяет себе такие вещи, то почему я должен его любить? Вообще, никто никого не обязан любить. Любовь – добровольное свойство человеческой души.

– А вы – строгий родитель?

– Средний. У меня вроде хорошие, воспитанные дети. Дети иногда любят перешагнуть за запретную черту и посмотреть, что будет. Тот, кто окунает палец в кофе, должен получить по мягкому месту от мамы. И в следующий раз он подумает, стоит так делать или нет. При этом надо много чего разрешать детям пробовать.

– Дети из-за гаджетов меньше читают?

– Дети читают. Неважно где – в книге, в телефоне. Пусть читают! Вопрос только в контенте. Если ребенок читает рассказ Чехова или Гайдара, то пускай, а если рассматривает бумажную порнуху? Поймите, никогда не было такого, чтобы все дети читали. Есть всего 20%, которые читали и будут читать, хоть вырывай у них книжки. Есть 50%, которые никогда читать не будут, хоть лупи, хоть книжки подсовывай. А есть 30% детей, которые могут читать, могут не читать, вот за них мы боремся.

ВКУС В РАЗВИТИИ

– Есть ли какой-то инструмент, который позволяет отличать плохую книгу от хорошей? Что есть шедевр в современной литературе?

– Наверное, есть, но даже я, приходя в магазин, многого не знаю. Я беру книгу и читаю первую страницу, если мне нравится – покупаю. Но если нет, это еще не значит, что произведение не очень. Это я могу быть неправым. Тогда читаю одну-две страницы в середине и в конце. Нужно потратить на книжку три минуты и станет понятно, нужна она тебе или нет. Конечно, каждый выбирает в силу своего разумения. Есть читатели, которые, как говорит мой друг, слаще морковки ничего не пробовали. Но если человек читал и понимает Чехова, Пушкина, Гоголя, у него есть понятие вкуса.

– Если читал…

– Опять же, ничего страшного. С какой бы ерунды человек ни начинал, вкус развивается. Поэтому, если вам кажется, что ребенок читает не то, что нужно, не тормозите его. Он сам перейдет потом на другой уровень. А если навязывать ему книги, то он со временем совсем перестанет.

РАБОТА ДОЛЖНА БЫТЬ ИНТЕРЕСНОЙ

– Андрей Алексеевич, вы – и писатель, и поэт, и драматург, и сценарист. У вас творческие встречи по городам. Успеваете отдыхать? И можно ли это сделать при таком плотном графике?

– Конечно, я отдыхаю. Я не мучаю себя. Но когда у тебя несколько направлений в работе, то ты отдыхаешь на другом жанре. Вот устану от стихов, сяду писать прозу. Устал от прозы, сяду на гитарке побренчу немного. Смена видов деятельности – это тоже отдых. А так люблю на природе погулять, в лесу грибы собирать, на рыбалку выбираюсь обязательно. Я два раза в год езжу. Усталость приходит от монотонности. Это то же самое, если вы будете брать 30 интервью у доярок. А когда сегодня доярка, завтра писатель, послезавтра композитор, то работа сразу становится другой, интересной.

– Что сейчас у вас в работе?

– Пишу книгу «Большие вруны и малые брехуны». Про двух старичков, которые живут в заброшенной деревне и ходят друг к другу в гости, рассказывают разные небылицы. Книга для детей, но и взрослые там тоже смогут что-то почерпнуть.

– А для детей надо писать, как для взрослых, только лучше?

– Это уже такая расхожая фраза, но, на мой взгляд, не очень правильная. Писать надо так, как умеешь. Как я могу сделать лучше, чем я есть на самом деле? Нужно стараться делать честно свою работу, не халтурить и исправлять свои ошибки, если ты их допускаешь. Я стараюсь всегда выкладываться – на выступ­лениях, в книгах. Иногда, правда, понимаю, что где-то недотянул. И есть книжки, от которых мне приятно, глядя на них, про себя думаю: «Какой ты молодец!», а иной раз что-то не получится – из-за большого потока в работе или творческого запала. Но все равно мне кажется, что я не троечник. У меня есть очень хорошие книги, а есть просто нормальные.

СПРАВКА

Андрей УСАЧЕВ – член Союза писателей, издается с 1985 года, является также радиоведущим и сценаристом. Выпущено более 350 книг, среди которых сборники сказок и фантастических историй для детей «Жили-были ежики», «Школа снеговиков», «Оранжевый верблюд», «Азбука собачки Сони», «Почта Деда Мороза» и другие. Его учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов, книги «Декларация прав человека» и «Мои географические открытия» были рекомендованы для изу­чения в школах Министерством образования России.