Газета,
которая объединяет

«Животные видят во мне вожака»

Дрессировщик на протезах Виталий Смолянец привез в Воронеж свою «Империю львиц»
Рубрика: Культура№97 (2365) от
Автор: Марина Хоружая

До 12 января в Воронежском цирке будет гастролировать новогодняя программа «Империя львиц», которую представляет в нашем городе известный дрессировщик Виталий Смолянец. Воронежцев ждет увлекательное представление и единственный в мире аттракцион с участием самых опасных хищников планеты – алжирских львиц и уссурийских тигров!

«ЗА МЯСО ИХ НЕ КУПИШЬ!»

Алжирские львицы – самые опасные, с ними не работает ни один дрессировщик. Порода практически не поддается дрессуре. Но Виталий Смолянец не ищет легких путей – он поставил себе цель и нашел правильный подход к этим опасным животным. «Раньше я работал с разными хищниками – лео­пардами, львами, тиграми... Алжирские львицы действительно сильно отличаются – за мясо их не купишь!»

Однако под руководством Виталия эти огромные ухоженные кошки играючи прыгают в огненное кольцо, ходят на задних лапах, балансируют на тонком помосте. А когда львица слизывает кусок мяса с обнаженной шеи Виталия – такого больше не делает ни один дрессировщик в мире – в зале долго не смолкают аплодисменты.

Аттракцион «Империя львиц» очень динамичный и смотрится легко, на одном дыхании. Зритель успевает и ужаснуться бесстрашию исполнителя, и прийти в восторг от непосредственности львиц, и понаблюдать истинную любовь человека и животного…

ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ

Укротитель хищников Виталий Смолянец – настоящий герой нашего времени. В феврале 2015 года он, спасая людей, в жуткой аварии потерял обе ноги. Это произошло на трассе Москва – Тверь. Виталий ехал на своем автомобиле и увидел попавшую в ДТП машину. Он вышел, чтобы помочь пострадавшим. В это время на всех троих налетела огромная фура, потерявшая управление. Один мужчина смог увернуться, другого Виталий успел перекинуть через отбойник, а сам оказался под колесами большегруза. Одну ногу ему оторвало на месте, вторую ампутировали врачи сельской больницы. После 9 месяцев реабилитации дрессировщик снова вышел на манеж цирка, хотя порой у него опускались руки и покидало желание жить. Виталий сказал своей супруге Инне – ищи другого. Но эта очаровательная бесстрашная девушка не бросила мужа и сказала, что будет с ним до тех пор, пока от него останется хотя бы один кусочек.

Близкие, друзья и коллеги вселили в Виталия веру и желание выкарабкаться и снова выйти на манеж. Деньги на протезы Виталию помогли собрать цирковые друзья – Эдгард Запашный, Анатолий Сокол, Сергей Беляков, Вадим Гончаров, отец и сын Марчевские, Таисия Корнилова и другие артисты. Таким образом, коллеги просто не оставили ему выбора – Виталий был обязан вернуться в профессию.

Виталий не боялся, что его подопечные увидят в нем слабину. «Наброситься на меня они могли и тогда, когда у меня были ноги», – считал он. А львицы, соскучившиеся по своему хозяину, как будто наоборот – стали уважать его еще больше. Сейчас Виталий не может припомнить, когда последний раз у него были травмы, нанесенные хищниками. «Наверное, в самом начале карьеры, когда я только набирался опыта. Тогда я еще не понимал их, а они меня. Сейчас я контролирую себя и не допускаю нападений. У хищников есть иерархия, во мне они видят вожака», – вспоминает Смолянец.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ДИНАСТИИ

У Виталия и Инны двое сыновей: Игорю в конце декабря стукнет 17, Марику скоро 10. Они тоже собираются работать в цирке. У Игоря уже был опыт: в 6 лет он выступал с собственным номером дрессированных козочек, затем дрессировал собачек. Потом просто стало все это сложно совмещать со школой. «Старший у нас очень хорошо учится, но при этом собирается стать дрессировщиком. Он уже заходит в клетку, проводит репетиции. Но на манеж выпускать еще рано, они пока не готовы. Здесь мозги должны быть, мышцами ничего не решишь. Это не игрушки, а серьезная работа. Надо думать за хищника, как он будет реагировать на то или иное действие. Льва ни один Геркулес не победит, он вооружен когтями, зубами. Антилопа гну гораздо сильнее человека, и тем не менее лев убивает ее на раз. Тут надо знать и предугадывать настроение хищника, ни в коем случае нельзя доводить его до истерики.

При этом сыновья оба в голос кричат, что будут дрессировать только хищников. Мол, обезьянки и пони – это для девочек, – рассказывает супруга Виталия, Инна Смолянец, которая сама в программе выходит с дрессированными пони и обезьянками. – Мальчишки ухаживают за животными с рождения, молодняк ведь поначалу у нас дома живет. Помню, Марика в школе попросили перечислить домашних животных, так он сказал: «Обезьяны, тигры, львы, пони...» Для него

это домашние животные! Вот в Воронеже у нас в гостинице живет двухмесячный тигренок, которого Марик зовет Фасолькой. Так вот, когда сын приходит из школы, то сначала готовит ей молоко и кормит, а уже затем сам обедает».

– А любимчики у них есть?

– Нет, мы сразу приучаем к тому, что никаких любимчиков быть не должно, все равны. Нельзя выделять кого-то, даже если какой-то зверь выполняет больше или меньше трюков. Он все равно же делает, старается. Их, как детей, надо любить одинаково. Это как отрубить любой палец, будет одинаково больно.

– Кто ласковее – львицы или тигры?

– Это все равно что спросить, кто добрее – афроамериканец или белый. Все зависит от характера. Вот сидит львица Мира, и я ближе чем на 2 метра к ней не подхожу. Потому что ей это не комфортно, она не любит телячьих нежностей. Лиза тоже в вольере может ластиться, но на манеже не будет этого делать. Если только ляжет, тогда ее можно погладить. Самая ласковая у нас Марта, она жила с нами до полутора лет. А вот тигры любят «посюсюкаться». Не все, а именно мои.