Газета,
которая объединяет

«Воронеж по-доброму зазвучал на Балканах»

Лидер Российско-Балканского центра Любомир Радинович – о сакральных рубежах между Россией и Западом
Рубрика: Социум№91 (2359) от
Автор: Ольга Бренер

В Воронеже открылся Российско-Балканский центр народной дипломатии, который в ноябре на базе ВГУ провел одноименный международный саммит. В форуме приняли участие известные ученые, политики и общественные деятели России и балканских стран. Это был первый форум такого уровня. Очередной – через год и уже не в Воронеже.

Однако именно наш город стал местом, где открыта новая страница в истории России и Балкан. Как она будет прочитана нашими народами уже в ближайшее время и в чем сакральность этого текста – своими мыслями по этому поводу делится известный общественный деятель, председатель координационного совета Российско-Балканского центра народной дипломатии Любомир Радинович.

ИНИЦИАТИВА СНИЗУ

– Идея организовать первый саммит такого уровня появилась у меня несколько лет назад. Но реализована она недавно, благодаря всем, кто ее поддержал, а потом принял участие в саммите. Это в том числе и мои балканские друзья. Так международный саммит стал примером реализации исключительно общественной инициативы «снизу», без государственных усилий и без затрат из бюджета. Балканские участники саммита – известные парламентарии, ученые, военные – не сию­минутные политики, а личности влияния. Они имеют большой и многолетний вес в своем обществе, к их голосу прислушиваются. Благодаря им работа саммита горячо обсуждается в балканских странах. Но само зарождение проекта именно здесь, в столице Черноземья, и Воронежу позволило зазвучать в эти дни по-особенному и, я бы сказал, по-доброму на международном уровне. Наш город уже стал главным «портом приписки» выстраивания новых отношений между Россией и балканскими народами.

Следом за такими политическими проектами обычно сразу идут экономические. Перед началом саммита мы обсудили эти перспективы с губернатором Александром Гусевым, благодаря пониманию которого проведение такого саммита и стало возможным в Воронеже. Уже появилось намерение о побратимстве с Аннинским районом сербского города Власеница. Соглашение о намерениях отправлено главе района Василию Авдееву. Посол Республики Сербия во время нашей с ним недавней встречи подтвердил давнюю заинтересованность посетить Воронеж, и это уже совсем не далекая перспектива.

РУССКИЙ МИР НА ЗАПАД

– Уникальность и заслуга саммита в том, что нам удалось собрать в Воронеже представителей поссоренных на Балканах народов. Да, мы ссорились, мирились и часто исторически были обязаны друг другу кровью. В том числе и по отношению к России со стороны отдельных балканских стран проявлялись какого-то рода вероломства. Но жизнь продолжается. И для балканских народов все очевиднее становится сама искусственность разворота на Запад, который предпринимают разные политические элиты. Я уверен, что такие встречи, как наш саммит, могут сдерживать и корректировать отдаление от России. И что саммит придаст импульс новым российско-балканским отношениям.

Потому что здесь работали люди, которые отлично понимают: исторический путь их стран без России невозможен. Для России Балканы имеют серьезное стратегическое значение. Ведь это – русский мир, проложенный на Запад. Не только горный, стратегический, но и сакральный рубеж между Россией и Западом.

ИСЛАМ КАК СОБИРАНИЕ ДРУЗЕЙ

– И еще одна идея впервые получила явную поддержку на саммите – укрепление взаимоотношений между российскими и балканскими мусульманами. Она пришла мне в голову несколько лет назад – в связи с процессами затягивания Черногории в НАТО, а теперь получила большой резонанс и поддержку в лице министра по национальной политике Джамбулата Умарова и главы Чечни Рамзана Кадырова. Родственные отношения между Россией и Балканами традиционно укреплялись православной верой. Но и здесь, и там живут и мусульмане. Причем составляющая ислама в России и на Балканах почти одинакова в процентном соотношении. Это – прежде неоцененный и нереализованный потенциал и вообще совсем новая и, на мой взгляд, важная тема. В Чечню из Черногории я в свое время привозил парламентскую делегацию, в составе которой также были и лидеры мусульманских партий этой страны. Тот визит тогда потряс наших политических оппонентов на Западе. И стал точным маркером потенциала в отношениях наших стран, который мы до сих пор толком не используем. А между тем это могут быть и политические, экономические, культурные, духовные общие интересы.

Я думаю, что инертность России здесь можно объяснить ее масштабами. Ведь изнутри больших стран мир выглядит совсем по-другому. У маленьких государств и народов гораздо сильнее обострено чувство опасности. А большие страны готовы к мобилизации по-настоящему только в случае силового вторжения извне. Так вот, на мой взгляд, такая политическая инертность для России опрометчива. Думаю, было бы правильным заниматься собиранием друзей, возвращать их, беречь, налаживать сотрудничество – а уж враги объявятся сами.

Знаю, что на Балканах большое количество людей любят Россию. И если их настроению сообщить еще импульс нашего саммита в Воронеже и мероприятий, похожих на него, то очень скоро мы увидим совсем другие Балканы. Наши отношения воспрянули бы духом.

РАЗЛОМ ЦИВИЛИЗАЦИИ

– Балканы на самом деле – многовековой перекресток трех геополитических интересов. Это интересы Запада в самом обширном понимании. Например, большая часть Балкан до Первой мировой войны входила в состав католической Австро-Венгрии. Это также интересы Турции, которая правила Балканами пять веков подряд вплоть до XX века. И интересы России, всего русского мира. Получился такой разлом цивилизации, в котором только у России из этих трех составляющих никогда не было никаких территориальных претензий. У самой русской души другая «претензия» – на искренность отношений и единство духа с братскими народами.

ПОЧТИ НЕВОЗМОЖНОЕ

– Ни в одном из докладов, прозвучавших на саммите, не было призыва к вражде и артикуляции взаимных претензий. Все осознанно держались как раз заданного тона взаимопонимания и примирения. И конечно, все хотели бы укреп­лять отношения с Россией.

– Я рад, что мне удалось довести до такого всеобщего осмысления многолетнюю работу на российско-балканском направлении и поучаствовать в заложении фундамента нового встречного российско-балканского движения. Переосмысленного и более глубокого. За всю историю наших отношений такая перезагрузка происходит впервые. Пока – на уровне народной дипломатии. Теперь остается оценить и закрепить все это нашими государствами.