Газета,
которая объединяет

Эволюция в движении

Воронежцы обсудили новую транспортную схему Воронежа
Рубрика: Социум№83 (2351) от
Автор: Наталия Осадчая

Впервые в истории Воронежа горожанам предложили поучаствовать в создании комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) и высказать свои замечания и предложения по каждому изменяемому, существующему либо вводимому маршруту движения общественного транспорта. 31 октября по инициативе мэра Вадима Кстенина в Доме архитектора прошли публичные обсуждения проекта.

КСОДД – НОВОЕ ЛИЦО ГОРОДА

Измененная маршрутная сеть планируется к поэтапному введению с середины 2020 года, когда городская администрация начнет заключать новые договоры с автоперевозчиками. Новые маршруты не появятся в Воронеже в одночасье, их прокладка может занять до пяти лет.

Введению каждого маршрута будет предшествовать тестирование, оценка результатов «обкатки» маршрута специальной комиссией, и только затем изменение будет утверждено.

Такую информацию довел до собравшихся в зале Дома архитектора замруководителя управления транспорта Воронежа Максим Захаров.

– Те документы, которые разрабатывались подрядчиками – ФАУ «РосдорНИИ» – носят комплексный характер, – сообщил Захаров. – В КСОДД входит не только новая маршрутная сеть. Система включает в себя организацию дорожного движения в целом: это и выделенные полосы, и светофорное регулирование, и организация движения на перекрестках, и создание структурных объектов, и реконструкция дорожной сети, и много всего прочего – в том числе и схема движения общественного транспорта.

Начальник управления транспортного планирования ФАУ «РосдорНИИ» Владимир Пащенко объяснил основной принцип разработки схемы: пассажирский транспорт должен стать альтернативой автомобилям.

– Нужно не просто обеспечить перевозку нынешних пассажиров, но и достичь такого качества работы, чтобы подвигнуть других пересесть с автомобилей на городской автобус. В Москве общественным транспортом пользуются 80% жителей, в Воронеже – всего 65%.

Пащенко также обратил внимание присутствующих, что в Воронеже существуют транспортно-дискриминированные территории – в городе такие «белые пятна» недопустимы.

Слишком длинные маршруты крайне сложны в диспетчеризации и обслуживают разные, не связанные друг с другом пассажиропотоки. Разработчики считают, что если при передвижении по городу без пересадки не обойтись, то сами пересадки при движении «из точки А в точку Б» должны быть бесплатными.

– Воронежу необходимо уйти от той экономической модели, в которой сейчас работает городской транспорт, и перейти к транспортным картам. Человек не должен платить очередную сумму только потому, что он зашел в салон другого автобуса, чтобы добраться до пункта назначения, – отметил он.

Разработчики в новой схеме делают акцент на том, что в Воронеже много дублирующих маршрутов, и нынешняя схема ориентирована в первую очередь на рентабельность пассажиропотоков для перевозчиков, а не на интересы пассажиров.

Дублирующие друг друга маршруты приводят к не­оправданному скоплению автобусов на остановках, что затрудняет движение – ведь наши водители не только вынуждены сажать и высаживать пассажиров со второй, а то и третьей полосы, но и оставаться стоять там некоторое время, пока не подоспеют движущиеся по переходу люди. Затем начинаются гонки, чтобы обойти автобус-конкурент и захватить себе заветного пассажира. Агрессивная езда ухудшает и без того нелегкую ситуацию на дорогах, приводит к авариям.

В миллионном городе лидерами пассажирских перевозок должны стать автобусы большой вместимости, а потому при переходе на большой класс рассматривается и реконструкция некоторых участков улично-дорожной сети, отмечается в проекте.

НЕ ПЛАТИТЬ ЗА ПЕРЕСАДКИ

К сожалению, выступления и объяснения разработчиков присутствующие в зале дослушать отказались – небольшая группа изначально негативно настроенных воронежцев достаточно агрессивно потребовала перейти к обсуждению участи конкретных маршрутов. Если бы присутствующие все-таки дали разработчикам возможность объяснить основные положения новой транспортной схемы, то многие вопросы отпали бы сами собой.

Если попробовать провести краткий анализ всех выступлений, то можно определить одну общую линию – воронежцы в большинстве своем выступали против оптимизации общественного транспорта из-за опасений платить дважды при пересадках. Более половины выступлений были связаны именно с этой проблемой. Неоднократно подавались реплики, что «сначала нужно ввести транспортные карты, а уж потом сокращать длинные маршруты».

Именно с этими опасениями и были связаны бурные обсуждения сокращения движения маршрутов №90 и №52.

Маршрут №52 обслуживает два разнородных пассажиропотока, а именно – пассажиров по направлениям «юго-запад – центр» и «северо-восток – центр», дублируется на участке ВГУ – завод им. Тельмана, рассказали разработчики. Поэтому маршрут предлагается пустить от ВГУ до областного туберкулезного диспансера.

Маршрут №90 тоже обслуживает два разнородных пассажиропотока – «север – центр» и «северо-восток – центр» и дублируется на участке от улицы Антонова-Овсеенко до ВГУ. Новый путь следования предлагается сделать от ВГУ до микро­района Сомово.

Замруководителя управления транспорта Воронежа Максим Захаров заверил, что транспортные карты, которые призваны снять неудобства пассажиров, передвигающихся с пересадками, планируется внедрять параллельно с изменениями сети.

ДО САМЫХ ДО ОКРАИН…

На второе место по количеству выступлений можно было бы поставить замечания к проекту новой транспортной схемы жителей окраин – Отрожки, Никольского, Нефтебазы, Репного, Подгорного.

Пересмотреть изменение маршрута №122 попросили жители левого берега. Маршрут в проекте «укорачивается» до ул.Старых Большевиков и вместо Ленинского проспекта будет двигаться по параллельной ул.Переверткина.

Причина изменений маршрута №122, объясняют разработчики, в обслуживании им двух независимых потоков пассажиров и наличия четырех дублирующих маршрутов. Выслушав выступающих, разработчики сообщили, что все замечания по №122 будут прорабатываться.

Еще одна просьба жителей окраин – возобновить маршрутное сообщение от остановки «ВРТТЗ».

– До «перестройки» от ВРТТЗ по ул. 45-й Стрелковой дивизии в город девять маршрутов ходили – четыре автобуса и пять трамваев, – рассказала женщина, проживающая в данном микрорайоне. – Потом все отменили и в обмен ничего не дали. Мы много лет ходим по инстанциям, пытаемся добиться пуска маршрута, но ничего не получаем.

На обращение жительницы Воронежа был дан ответ: в предлагаемом к обсуждению проекте предусмотрен новый маршрут автобуса, который будет двигаться от ул.Чапаева через центр города по ул.45-й Стрелковой дивизии до остановки «ВРТТЗ».

Не забыты оказались и жители ул.Малаховского.

– Мы бьемся за автобус уже несколько лет, – пожаловалась жительница улицы. – И все напрасно.

– Я знаю историю вашей борьбы, – откликнулся Владимир Пащенко. – Изучил вашу переписку с ведомствами. В советские времена у вас был автобус, но потом он фактически перестал ходить. В новой схеме подготовлен маршрут, который едет по ул.Малаховского, «оборачивается» через Рамонский переулок и ул.Краснодонскую. Микрорайон небольшой, поэтому маршрут не идет на левый берег, проходит через проспект Труда, Московский проспект, ул.Кольцовскую и через железнодорожный вокзал и ул.Ленина следует до Березовой Рощи. Ваш микрорайон – это как раз территория транспортной дискриминации. Одним маршрутом мы захватываем два необслуживаемых небольших микрорайона.

Также выступающие просили не менять траекторию движения маршрута №39, следующего из микрорайона Никольское, на слабое транспортное сообщение из микрорайона Репное, от завода «Процессор». Жители микрорайона Подгорное предложили не создавать «лишнюю петлю на Антонова-Овсеенко» маршрута №49Б. Пришли на слушания и жители новостроек на ул.Шишкова, чтобы выяснить, улучшится ли у них транспортное сообщение с центром города.

Все высказанные замечания воронежцев были зафиксированы. После публичных обсуждений разработчики подготовят третью, финальную версию проекта, которая будет представлена в мэрию для дальнейшей работы.

КСТАТИ

Одним из разделов КСОДД Воронежа является создание новых трамвайных линий. На первом этапе реализации проекта предлагается связать северную часть города с центральной частью.

Первый трамвайный маршрут должен пройти от Сити-парка «Град» до ВГУ, второй – от бульвара Победы до ул.Кольцовской. На втором этапе предлагается включение трамвайного сообщения западной и юго-западной частей Воронежа, а также северо-восточной.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Чтобы наглядно увидеть, что представляет собой проект новой транспортной сети Воронежа, разработана интерактивная карта. Первыми ее увидели участники публичных обсуждений в четверг, 31 октября. Карта была реализована специалистами ФАУ «РосдорНИИ» совместно с представителями воронежских общественных организаций.

Пользоваться картой несложно. Достаточно ввести наименование точек А и Б, и карта сразу же предложит вам варианты передвижения на общественном транспорте – вы увидите либо привычные маршруты, либо измененные. Ресурс находится по адресу: vrnroutes.ru.