Из сокровищ музеев России
Многие из этих картин никогда не покидали своих стен – из-за хранения в провинциальных музеях страны. Но они представляют особую художественную ценность, поэтому организаторы проекта «Сокровища музеев России» решили собрать их вместе и отправить в путешествие. Возможно, для посетителей выставки это единственная возможность увидеть полотна из региональных музеев.
УШЛИ В НАРОД
Выставочный проект «Сокровища музеев России» создан в рамках национального проекта «Культура» при участии Третьяковской галереи, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и фонда «Прорыв». Экспозиция, открывшаяся в воронежском музее имени И.Н. Крамского, получила название «Сокровища русской живописи» и стала продолжением той, что прошла в Московском манеже. В столице искусствоведы собрали около 280 работ отечественных мастеров, доставили их из 50 музеев России. Выставку разделили затем на три маршрута – и в Воронеж привезли лишь 40 полотен.
По словам научного координатора проекта «Сокровища музеев России» Ивана Привалова, работа, которую они проводят, направлена на выявление шедевров, хранящихся в региональных коллекциях. Такие «жемчужины» удалось отыскать в музеях и галереях Омска, Пскова, Перми, Архангельска, Калининграда, Воронежа и других городов, причем некоторые из них перед тем, как отправить в долгий путь по бескрайним просторам большой страны, пришлось отреставрировать.
– Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского достойно представлен на данной выставке. В основную экспозицию вошли работы самого Ивана Николаевича и Елены Киселевой. Музей выставил портреты царя Федора Михайловича и царицы Евдокии Лопахиной, – рассказал Иван Привалов. – Но из тех работ, что приехали в Воронеж, стоит отметить полотна Архипа Куинджи, картину «Интуристы в Ленинграде» Ивана Владимирова и, конечно, знаменитое «Письмо с фронта» Александра Лактионова.
«Интуристы в Ленинграде» были написаны в 1937 году, работа художника отображает настроение эпохи предвоенного Ленинграда. На полотне изображены жизнерадостные пионеры и иностранные туристы, рассматривающие их. После того, как угасло пламя Октябрьской революции, советский народ взял курс на строительство светлого будущего, а туристы стали приезжать в СССР, чтобы увидеть, что осталось от царской России и как развивается страна, в которой «победил соцреализм».
Вся экспозиция охватывает период с конца XVII до второй половины XX века, и хотя «Интуристы в Ленинграде» – не самая древняя работа, искусствоведы отмечают ее уникальную художественную и историческую ценность.
«Березовая роща» Куинджи, написанная в 1880-е, хранится в государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево» недалеко от Москвы.
– После того как у Куинджи прошла выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре», он уходит на двадцать лет в затворничество, не общаясь в это время практически ни с кем. Он не выставляется. Все это время он занимается экспериментальной живописью – ищет пигменты, растворители, работает над холстом, над его грунтовкой, ищет новые формы и варианты. Очень много в это двадцатилетие Куинджи занимается созданием эскизов одного и того же предмета, – рассказал Иван Привалов. – В Москве мы отдали всю стену под его работы, чтобы показать, как изменяется один и тот же облик. Это серия работ была посвящена тому, как художник пытался достичь идеала. И «Березовых рощ», созданных в период затворничества, у Куинджи тоже несколько, в Воронеже представлена одна из работ.
А рядом – поздний Шишкин. Его работа «Валежник» написана в 1893 году и хранится в Курской государственной картинной галерее.
– В середине своего творчества Иван Иванович часто прибегал к помощи фотографии. Он выезжал на природу, фотографировал, а потом писал пейзаж по снимку. В более поздние годы своего творчества он отказался от этого, и «Валежник» – это, можно сказать, «живой» Шишкин, написанный с натуры, – добавил куратор выставки.
Картину «Письмо с фронта» узнают, пожалуй, все. Она стала широко известна после многочисленных выставок и публикаций, ее включали в школьные учебники, помещали на страницах календарей и почтовых марках. Лактионов написал ее в Загорске, куда в 1944 году переехал с семьей из Самарканда, где находился в эвакуации.
ГЛАВНОЕ – ВОСПРИЯТИЕ
Мало на этой выставке – авангардизма. И это осознанная позиция организаторов.
– Мы не хотели шокировать публику. Не хотели, чтобы возникала сосредоточенность на спорах о том, искусство это или не искусство. Мы хотели, чтобы люди сосредоточились на восприятии живописи как многовекового процесса. Поэтому здесь все максимально информативное и понятное, – объяснил Привалов.
Выставка будет работать бесплатно для всех желающих до 10 ноября.
– Выставочный проект будет представлен также масштабной образовательной частью, – добавила заместитель директора Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского Оксана Лепнева. – Запланировано проведение лекций и тематических экскурсий для организованных групп. Будут демонстрироваться фильмы о жизни и творчестве великих русских художников.
КСТАТИ
Посетить экспозицию могут также слабовидящие люди, для них в рамках проекта «Сокровища музеев России» выставят точные копии полотен, изготовленных по специальной технологии. Полотна Куинджи, Тропинина, Крамского, Мыльникова, Яковлева и Тутунова превратились в тактильные репродукции с рельефом, их снабдили тифлометками с аудиокомментариями, дающими более полное представление о сюжете картины и об объектах, которые на ней изображены.