Газета,
которая объединяет

Когда еще оно не говорило…

Как начинался и развивался кинематограф в Воронеже
Рубрика: Культура№63 (2331) от
Автор: Ирина Лазарева

Сегодня, 27 августа, отмечается профессиональный праздник кинематографистов – День российского кино, а недавно студия режиссера Алексея Учителя сообщила, что планирует снять в Воронежской области фильм про русскую деревню. О том, когда в наш город пришло кино и кто стоял у его истоков, «Берег» спросил у краеведа, автора книги «Немое кино в Воронеже» Владимира Елецких.

ОТ ИЛЛЮЗИОНОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ

– Современное кино перенасыщено спецэффектами, и нас уже сложно чем-то удивить. А начиналось кино в Воронеже в «бродячих» иллюзионах прямо на открытых площадках города в 1905 году, – рассказывает краевед.

Эти «гастроли» были чем-то вроде пробы пера, но кино, представлявшее собой тогда немое действо со сменой планов, быстро завоевало всенародное признание. В 1907 году в Воронеже появились первые электротеатры – «Биограф» на Большой Дворянской, «Модерн», находившийся на месте нынешней «Юности», и «Триуматограф», работавший в здании, где теперь – Воронежская филармония. К слову, один из ведущих кинотеатров наших дней – «Спартак», носивший тогда имя «Ампир», появился гораздо позже, в 1914 году, в том же году началось строительство «Увечного воина», который теперь (с 1918-го) носит имя «Пролетарий».

Что касается репертуара, то везде крутили короткие фильмы разной тематики с антрактами – начинали с документалистики, затем показывали драму, а завершали нередко развлекательным жанром, например, комедией. И многое было иностранным продуктом.

– В первый период военных действий стали преобладать картины с ура-патриотическим содержанием, например, «На защиту братьев-славян», «Как бабы немцев в плен забирали», «Подвиг телефониста Алексея Макухи». Ленты с подобными названиями выходили на экраны ежедневно, и люди это смотрели, хотя кино тогда было дорогим развлечением, – продолжает Владимир Елецких. – Уже тогда власти стали обращать на кинематограф внимание как на средство пропаганды и влияния на умы.

Летом, в начале 1910-х, крутили киноленты на открытых площадках, одной из самых известных была «Фантазия» – здесь устраивали увеселительные мероприятия с хорошим буфетом. Впрочем, по словам краеведа, буфеты были тогда в любом кинотеатре, и в антракте зрители любили побаловаться чайком или коньяком под обсуждение просмотренного фильма.

– Конечно, качество такого кино – пока оно не заговорило – оставляло желать лучшего. Не было должного финансирования, чтобы отбирать лучших артистов. Все приходилось снимать с первого дубля. В картине «Жизнь и смерть Александра Пушкина», снятой нашим режиссером Василием Гончаровым, главную роль исполнял совершенно не похожий на поэта артист, к тому же малоизвестный и не очень талантливый. Но люди смотрели, потому что это было в новинку, это было интересно, – говорит Елецких.

«ВОРОНЕЖЦЫ И КИНО»

Так в книге краеведа называется отдельная глава, и она посвящена тем, кто делал первые шаги в кинематографе на воронежской земле. Первым кино, снятым в Воронеже, стала хроника. Сюда стали «заглядывать» режиссеры и операторы из разных уголков страны, краевед полагает, что толчком к этому послужило знаковое для города и страны событие – в 1911 году в городе открыли бронзовый памятник «почитаемому во всей Империи народному поэту Никитину». На торжественный митинг собралось более 2,5 тыс. человек, что не сравнится с нынешними церемониями открытия мемориалов.

Воронежские кинотеатры охотно показывали местную хронику, даже некоторые театры стали выполнять дополнительную функцию: крутить ленты для более широкого зрителя. Первым коротким фильмом на сеансе теперь стала именно хроника.

Одним из главных режиссеров немого кино был наш земляк Василий Гончаров – тот самый, что снял фильм о Пушкине. Он занялся кинематографом уже в зрелом возрасте, успев за восемь лет сделать более 30 немых картин. Режиссер стал, по мнению краеведа, фактически основоположником этого жанра. Фигура его сама по себе любопытна – будучи чиновником на железной дороге, он решает оставить службу и посвятить себя съемкам. Гончаров даже съездил во Францию, чтобы изучить опыт работы в кинематографе, привез с собой нужную аппаратуру и приступил к творчеству. Он снял такие картины, как «Стенька Разин», «Нина Астафьева», «Петр Великий», и другие. Причем создавал впоследствии не только исторические ленты, но и психологические кинооперы, а лично Николай II­ выделил ему солдат для съемок батальных сцен фильма «Оборона Севастополя», заточенного под боевик. К слову, авторство Гончарова потом так и не доказали, ведь тогда и понятия такого не было.

У истоков игрового кино стоял не кто иной, как любимый воронежцами Анатолий Дуров. Его артистами были дрессированные животные. А первый фильм «Война ХХ века» – о противостоянии гусей и баранов свиньям. Дуров был очень заинтересован в новом искусстве, проводил репетиции с артистами. А в художественной ленте «Золото, слезы, смех» он сам стал актером. В центре повествования оказался цирковой клоун Толли, и режиссер решил, что лучшего кандидата на роль не найти. Его партнершей была будущая кинодива Наталья Гофман.

Фильмы о любви в Воронеже делала Анастасия Вербицкая, а ее «Ключи счастья» и вовсе принесли ей бешеную популярность. Прежде всего, за счет неоднозначности затронутой темы и смелости ее воплощения. «Ключи счастья» стали гимном сексуального раскрепощения женщины. К Вербицкой приклеили ярлык «вербинизм», отдающий желтизной. Ее работы воспринимались критиками как символ пошлости, вульгарщины и порнографии. Но именно этот фильм подвиг молодую кинематографическую индустрию выпустить на экраны в 1913 году первую многосерийную мыльную оперу.

А на закате эры немого кино в 1929-м при участии Самуила Маршака был создан первый рисованный мультфильм – «Почта».

… И «БРОНЕНОСЕЦ «ПОТЕМКИН»

След в воронежском кинематографе оставили и другие земляки, пусть и менее известные, например, сценарист Евгений Габрилович, сценарист немого кино советского периода Павел Щеголев, актер сначала Александрийского театра, а затем кино Леонид Вивьен и многие другие. Интересен и тот факт, по словам краеведа, что сценарий к знаменитому фильму «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна написала Нина Агаджанова-Шутко, некоторое время проживавшая в Воронеже. Другой вопрос, что от первоначального сценария мало чего осталось.

– Звуковые фильмы при­шли в Воронеж в 1930 году, это были «План великих работ» и «Большое концертное отделение». В 1935-м на экраны выходит первый цветной художественный фильм «Груня Корнакова». С этого началась эра нового кино, но тогда еще наряду с «Чапаевым» и «Веселыми ребятами» нет-нет да показывали «Броненосца», – говорит краевед.

КСТАТИ

В 1932 году в кассе «Пролетария» зрители оставили 536 тыс. руб., а в «Спартаке» колоссальную по тем временам сумму – 6 млн 127 тыс. В то время в «Пролетарии» работали 68 человек, в «Спартаке» – 57.