Газета,
которая объединяет

Ветер перемен

Спецкомиссия облправительства завершила инспекцию очистных сооружений
Рубрика: Социум№41 (2309) от
Автор: Артем Ушаков

Радикальное решение проблемы неприятных запахов в Воронеже возможно. Это один из основных выводов, которые сделала межведомственная рабочая группа по проблемам очистных сооружений, побывавшая в конце прошлой недели на объектах «РВК-Воронеж». Группа создана по поручению губернатора Александра Гусева.

Чиновников и специалистов, возглавляемых руководителем областного департамента природных ресурсов и экологии Алексеем Карякиным, провели по всем основным объектам Правобережных очистных сооружений: решетки, песколовки, отстойники, аэротенки, отстойники второй очереди, цех обезвоживания осадка...

Здесь в прошлом году реконструировали аэротенки – сооружения, в которых над очисткой стоков работают бактерии. На Левобережных очистных именно они попали под химический удар: кто-то сбросил в канализационные сети нитрокраску, рабочие бактерии погибли – и это создало сильнейшую волну запаха и привело к сбросу загрязненной воды в водохранилище.

Генеральный директор «РВК-Воронеж» Олег Николаенко признал, что от подобных атак не застрахован и правый берег, но хорошее оборудование, а главное – постоянный мониторинг проблем позволяют вовремя реагировать и выравнивать ситуацию.

Новый цех обезвоживания осадка – последний пункт экскурсии. Здесь в барабаны мощных центрифуг поступает из подземных хранилищ ил. Из центрифуги уходят уже две фракции. Вода отправляется в начало цикла на доочистку, а отжатый до консистенции влажной глины кек загружают в кузова оранжевых КамАЗов.

Но вид хорошо отлаженного конвейера не радует гендиректора. По замыслу коммунальщиков, подсушенный кек планировалось использовать как почвогрунт для рекультивации земель, возможно – как органическое удобрение и улучшитель почвы. Однако пока сделать это не позволяют юридические парадоксы.

– По одному закону кек однозначно относится к потенциально опасным веществам, по другому – может быть использован, – развел руками Олег Николаенко.

– У нас тоже была такая ситуация, – вспомнил Алексей Карякин. – В ходе расчистки малой речки изъятый ил складировался на берегу. И тут приходит предписание от надзорного органа – выво­зить ил на полигон...

В ходе консультаций в рабочей группе возникла идея использовать кек для устройства газонов – они сельхозземлями не считаются.

Какое отношение эти казусы имеют к проблеме запаха? Прямое. Вывоз содержимого со старых (уже не заполняемых) иловых карт в Тенистом может ускориться с переходом к схеме «полевой» утилизации кека, высвободит технику и деньги, которые сегодня приходится платить полигону.

– В ближайшие дни будут готовы результаты анализов, произведенных на Левобережных очистных сооружениях, – резюмировал Алексей Карякин. – Но уже сегодня понятно: чтобы достичь быстрого эффекта, требуется вывести из эксплуатации технически непригодные участки линий на левом берегу. А дальше ЛОС будут работать над реконструкцией при методической помощи коллег с правого берега, которые большую часть такой программы уже реализовали.