Газета,
которая объединяет

Курица – не птица

Чего нам ждать от производителей самого популярного мясного продукта
Рубрика: Социум№40 (2308) от
Автор: Александр Ягодкин
Возле выхода из торгового центра на Московском проспекте две женщины остановились поговорить «за жизнь», и одна громко возмущалась: ну почему курятина так подорожала? А чем мне детей кормить? Говядиной мраморной? Семгой? Какие-то птицефермы все время строят, даже в Китай яйца продавать собрались, а она дорожает! Уже дороже свинины становится!

А другая, постарше, вспоминала, что раньше в деревнях кур было полно в каждом дворе, они чуть ли не сорной птицей считались, но это были совсем другие куры, чем нынче, никаких тебе антибиотиков, гормонов и прочей химии, а бульон наваристый, пахучий – эх-х!

Кура – дура,
свинья – молодец

Ту же тему обсуждали в соцсетях после недавнего визита в Воронеж премьера Медведева, когда он в показательном Рамонском районе вспоминал свое советское детство и заявил, что свинина исторически была дороже говядины, а курица – дороже и свинины, и говядины: свинина стоила два рубля, говядина – рубль девяносто, а упитанная курица – два шестьдесят.

Добавил перцу в дискуссию Россельхознадзор, который в конце мая на посту ДПС в Борисоглебском районе на автодороге Астрахань – Москва поймал 2000 утят без документов, которых везли из Краснодарского края в Тамбов на продажу. Инспекторы опасались, что утята могут быть бациллоносителями и угрожать Тамбову эпидемией птичьего гриппа, поэтому пришлось утятам возвращаться домой, несолоно хлебавши. А по факту перевозки нелегальной птицы возбудили дело по ч.2 ст.10.8 КоАП РФ.

Управление сообщило, что птичий грипп – самый опасный для птицеводов и приносит большие убытки фермерским хозяйствам и частным подворьям: падеж составляет от 10 до 100% поголовья. Причем вирус постоянно мутирует, и его штаммы быстро обновляются, так что грипп этот не всегда можно сразу обнаружить.

Вести с «капустных» полей

Год назад Центробанк зафиксировал серьезный рост оптовых цен на куриное мясо. Тому было много причин: всплеск цен на бензин, рост коммунальных тарифов, подорожание кормов и логистики, ограничение импорта и резкий рост экспорта. А в январе 2019-го Воронежстат сообщил, не уточняя позиции, о росте цен за год на мясо птицы и в целом на основные продукты питания на 3,9-20,7%. Это было еще до повышения НДС и коммуналки…

Тогда же Минсельхоз признал, что курица и в опте, и в рознице подорожала за год на 20-30%. Причина – остановка ряда предприятий (из-за птичьего гриппа или кризиса перепроизводства) и снижение импорта в 2,5 раза. Крупнейшая катастрофа постигла ростовского производителя индейки компанию «Евродон», где живую еще птицу уничтожали автопогрузчиками. А тут еще и свинина подорожала и потянула за собой все виды мяса. Стоимость кило курицы в рознице выросла в среднем до 152,7 руб. – а год назад она стоила 125,1 руб./кг.

Но это ненадолго, утешал Минсельхоз; птица скоро начнет дешеветь: часть пострадавших от птичьего гриппа предприятий оправилась, да и потребительский спрос дает о себе знать. А летом и на свинину цены упадут, и на курятину. Так что все будет даже дешевле прошлогоднего.

Про яйца Минсельхоз тоже не забыл: по итогам
2018-го цены на них и сахар росли быстрее, чем на остальные продукты. Но скоро и они пойдут вниз, пообещало министерство.

И уже пошли.

От дефолта
до рассвета

У воронежцев были все основания пострадать из-за птичьего гриппа: здесь в октябре 2018-го произошла катастрофа на самой крупной птицефабрике региона. Поголовье ООО «Птицепром Бобровский» из 1,2 млн несушек, дававших 330 млн яиц в год под брендом «Ясенка» (почти половина всего производства в Воронежской области), было уничтожено птичьим гриппом. Причем поначалу птичий грипп обнаружен не был даже после сожжения 340 тонн трупов кур. Причиной считалось отключение систем жизнеобеспечения кур (они якобы задохнулись) и совпадение ряда негативных факторов, в том числе отключение компьютеров. Мутировавший вирус птичьего гриппа нашли только через две недели после первого массового падежа птицы.

Судьба крупнейшей в области птицефабрики остается пока неясной.

Между тем в марте на совещании в правительстве Воронежской области прикинули возможную инфляцию в 2019 году и пришли к выводу, что рост цен в регионе должен быть меньше, чем в 2018-м. Департамент предпринимательства и торговли подсчитал, что в 2018-м самый большой рост цен зафиксирован на продукты – 6,4%. Особенно резко дорожали во втором полугодии 2018-го сахар, куриное мясо и яйца.

С курами и яйцами понятно: виной роста цен на них – октябрьская катастрофа в ООО «Птицепром Бобровский», которое занимало 40% на рынке куриного мяса в регионе и производило без малого миллион яиц в день.

Региональные эксперты утверждают, что важнейшая из причин инфляции – повышение НДС; без этого она могла быть заметно меньше. Кроме того, возьмут «свое» рост тарифов «естественных» монополий на электроэнергию, ЖКХ, железнодорожные и автоперевозки, повышение цен на нефтепродукты.

И с этим ни население, ни областное правительство ничего поделать не могут.