Газета,
которая объединяет

«Не слабо» получилось

Скульптор Александр Ивченко – о чемпионате резчиков в Англии, творческих планах и широте русской души
Рубрика: Хобби№31 (2299) от
Автор: Наталия Осадчая

Резьба по дереву – неотъемлемая часть русской культуры. Однако наши мастера, демонстрирующие уникальное владение инструментами, в большинстве своем остаются малоизвестными за рубежом. Воронежец Александр Ивченко стал первым российским резчиком, который завоевал престижный Кубок Сандрингема (Англия).

О том, что для русского – искусство, а для англичанина – бизнес, и о том, как бензопила оживляет дерево, Александр рассказал «Берегу» в эксклюзивном интервью.

ЕСТЬ ТАКОЙ РУССКИЙ…

– Александр, как вы попали на Кубок Сандрингема?

– Попасть на Кубок Сандрингема не очень просто. Есть довольно жесткая квота, и войти в число участников можно только с весьма солидным послужным списком. Но даже очень громкие звания и регалии для россиян не являются залогом того, что они получат приглашение (последний участник из России выступал там в 2006 году, завоевав второе место).

В моем случае сработало, по сути, обычное «слабо?!». В прошлом году я выиграл чемпионат России по парковой скульптуре и ряд международных фестивалей, в том числе получил «бронзу» на «Празднике топора» в Томске, где приняли участие 250 команд из 36 стран. Именно томские организаторы, общаясь со своими коллегами из Англии, сказали: «Есть русский, который может победить!» Англичане решили проверить.

– В Англию с таким серьезным инструментом, как бензопила, удалось добраться без проблем?

– Необходимый для работы минимум – две пилы. Но у меня и так был жуткий перегруз – по правилам участник должен обязательно иметь защитную армированную одежду, которая весит немало. Поэтому взять с собой я смог только одну маленькую бензопилу, которая не раз меня выручала.

Добирался до места примерно двое суток и попал уже к шапочному разбору. Участники собирались здесь за сутки-двое, большая часть приехала на трейлерах, с прицепами, с невероятным набором инструментов. Я – с рюкзаком и бензопилой.

Все большие заготовки давно уже разобрали. У моих соперников – электрический инструмент, который шлифует, крутит, красит, лакирует. Я из электрических инструментов взял болгарку, купил адаптер под английские розетки, но адаптер оказался нерабочим. Что тут было делать? Решил действовать по-суворовски: брать не числом, а умением.

– Как проходили соревнования?

– Соревнования длились два с половиной дня, с 20 по 22 апреля: в 8 утра встал перед бревном – в шесть вечера закончил, никаких перерывов.

Ежедневно в промежутках проходили турниры по скоростной резьбе, каждый – по 30 минут. Всего их было пять, участвовать нужно было минимум в двух. Я принимал участие в каждом: изготавливал разные фигуры, хотя другие мастера сильно на это не распылялись и вырезали одинаковые, потому что смысл турнира был в аукционе, который проходил после каждого тура.

РУССКАЯ СТАЛЬ И АНГЛИЙСКИЙ ДУБ

– Основная фигура, которая принесла вам победу, называется «Кровь и песок». Почему вы выбрали тему корриды?

– Ну, это экспромт, по большому счету... В идеале авторов у деревянной скульптуры должно быть два: материал и резчик. Я обошел бревно, посмотрел… Выступающий спил чем-то напомнил мне наклоненную голову быка. Ну, и началось.

Коррида – это ведь яркое, но очень тяжелое зрелище, конфликт, противостояние, игра со смертью. Но если для животного это бескомпромиссное действо с почти предреченным финалом, то для человека – лишь жестокое шоу,

участником которого он становится добровольно. Мой бык проиграл. Мгновение назад он еще был силен, но роковой удар уже нанесен. Что касается матадора, то это человек, который не боится выходить против этой природной стихии. Уважение он у меня вызывает, но симпатии – нет…

Сверху заготовки также оставался интересный выступающий спил, который я решил использовать. Над головой быка возникла «арена», песок, политый кровью, коррида в движении.

– Я так понимаю, что эмоциональность вашей скульп­туры и произвела на жюри впечатление?

– Могу ошибаться, но все дело в подходе. Изначально при всей великолепной технической подготовке у иностранцев отношение к деревянным скульптурам не как к искусству, а просто как к дорогой игрушке. Да, на выходе у них все блестит, все красиво, но сюжета, души нет.

А на русских фестивалях фигуры без смысла не выигрывают никогда. Ты дерево должен оживить, одухотворить.

Практически никто не использовал стамески и резцы. Видел у двух-трех соседей по площадке попытки поработать вручную, но английский дуб (очень и очень твердый) никому не сдался. Только русская сталь его и взяла. Я вручную проработал те элементы, где нужно было отразить эмоции.

ПРИГОДИТЬСЯ ТАМ, ГДЕ ЖИВЕШЬ

– Александр, вы чувствуете себя победителем?

– В Англии я понимал, что по мне будут судить не только об уровне российских скульпторов, но и вообще о русских. И в этой части я очень горд, что моя страна мне дала Школу. Школу с большой буквы, потому что это не только школа резьбы, но и школа выживания в экстремальных условиях. Я рад, что мне удалось победить с улыбкой и что моей стране за меня не стыдно.

Но пока я не могу примерить на себя слово «чемпион» или даже «мастер». Я очень хорошо знаю свои слабые стороны, вижу, над чем работать, куда идти. Моя работа – это кровавые мозоли на очень грязных руках. Какой я чемпион?

– И традиционный вопрос – каковы ваши творческие планы?

– Через несколько дней еду на фестиваль «Лукоморье» – один из старейших и авторитетных не только в России, но и в мире фестивалей по парковой скульптуре. После – в Карелию, где зимой я создавал музей «Обитель ангелов». Там 4 июня будет проходить международный фестиваль.

Потом поеду в Томск на «Праздник топора». Третье место, завоеванное в прошлом году – это хорошо, но нужно бороться за первое. Также на карте в этом году международный фестиваль на Ямале и чемпионат России в Ялте.

Вообще, в прошлом году я проехал немногим более 40 тысяч километров (по сути, обогнул Землю по экватору). Но мечта моя (она же – далеко идущие творческие планы) – это большой Парк Радости в Воронеже, сделанный из дерева. Ездить – это хорошо. Но было бы здорово пригодиться и там, где живешь.