Газета,
которая объединяет

«Задача педагога – найти талант»

Директор школы искусств Николай Козырев рассказал о «потерянном» статусе ДШИ и их проблемах
Рубрика: Культура№31 (2299) от
Автор: Ирина Лазарева

Наша газета продолжает проект «Искусство в поколениях», в котором мы рассказываем об одаренных детях столицы Черноземья и тех, кто помогает раскрывать их таланты.

В год распада Советского Союза и в лихие 90-е учреждениям культуры пришлось непросто. Начался масштабный процесс преобразования «музыкалок» в детские школы искусств – за счет расширения отделений планировалось сохранить число обучающихся в школах дополнительного образования.

Процесс затронул и ДШИ №6. Сегодня это многопрофильное учреждение, сформированное на базе музыкальной школы и воспитавшее не одну плеяду профессионалов, выбравших делом своей жизни творчество. О работе ДШИ «Берегу» рассказал ее директор Николай Козырев.

ГАЛСТУК НЫНЧЕ НЕ В МОДЕ

– Николай Николаевич, почему процесс расширения творческих отделений оказался столь важным в советские годы?

– В трудные 90-е годы учреждениям культуры нужно было удержаться на плаву, потому что число учащихся в наших заведениях стало существенно падать. Конечно, это было связано с экономической ситуацией. Но нам было важно не только сохранить работу, но и сформировать для ребенка доступные предложения для занятий творчеством. Заниматься на инструментальном отделении можно только индивидуально, поэтому расширение сферы услуг стало острой необходимостью.

В ДШИ №6, как и по всему городу, начался процесс открытия новых отделений. Сначала появилось фольклорное, затем театральное и художественное, в 2003-м году – хореографическое. А это уже групповые занятия, можно набрать класс в 30 человек и спокойно существовать. Дело в том, что раньше еще была так называемая родительская плата. Когда я учился, она составляла 1/4 от зарплаты одного родителя, а в 90-е, когда я уже стал преподавать, она была в два раза меньше, но, вероятно, ощутимее для семейных бюджетов. Сейчас ее просто нет. Хотя, надо сказать, в то время нас относили к начальному профессиональному образованию, а теперь – к сфере дополнительного обучения.

Статус учреждений утерян. Раньше мама, отправляя меня на учебу в музыкальное училище, утверждала: «Иди, сынок, будешь всю жизнь в галстуке ходить». Галстук при пиджаке был признаком интеллигентности. Теперь все иначе. Учителя не уважают так, как раньше, но он по-прежнему помогает родителю воспитывать в ребенке личность.

– Уверена, что в вашей школе все именно так. Здесь собрался уникальный коллектив педагогов. Как удается заполучить таких энтузиастов в команду?

– Правильно говорят, что не бывает неталантливых детей. Они все в чем-то талантливы. И задача педагога – этот талант найти и раскрыть. И я стараюсь брать на работу тех преподавателей, кто с этим справится. Например, с руководителем хореографического отделения Валентиной Изюмец мы знакомы очень давно, мы вместе преподавали у интернатовских детей.

На театральном у нас преподавала Ирина Сисикина, которая теперь заведует кафедрой актерского мастерства в институте искусств. И вот Сисикина сама подготовила себе смену, теперь у нас на театральном отделении молодежь, которая уже успела поработать в драмтеатре Рязани.

– А молодежь активно идет на работу в ДШИ после окончания вуза или чаще это все-таки воспитанники ваших же педагогов?

– Молодежи очень мало. Основной педагогический состав – те, кому за 50. И такая ситуация складывается почти во всех детских школах искусств Воронежа. Молодым педагогам надо заработать имя, чтобы набирать хорошие группы!

Но у нас сейчас ситуация выправляется. Я уже сказал, что на театральном отделении у нас трудоустроены молодые педагоги. На художественном тоже есть. Пианистов сейчас много, им есть где попутно закрепиться, например, концертмейстерами. Труднее всего чистым инструменталистам.

ВАЖЕН ТРИУМВИРАТ

– В вашей школе под одной крышей уживаются музыкальное, художественное, фольклорное и другие отделения. Но конкурсы детского мастерства, проходящие в городе, показали, что в хорео­графии вы как будто бы на шаг впереди…

– В нашей школе на самом деле сильные традиции классического балета, но мне кажется, что в целом все отделения развиваются гармонично. Ощущение, что танцоры впереди, может складываться из-за того, что спрос на хореографические отделения сегодня очень высок, там занимается больше детей.

О гармонии говорят и наши отчетные концерты, где с прекрасными номерами выступают и музыканты, и художники, и вокалисты, и учащиеся фольклорных отделений. Кстати, выступать в филармонии – это возможность при­учить детей и их родителей посещать такие заведения. Это хорошо не только с воспитательной, но и с просветительской точки зрения.

Но вот что касается «под одной крышей», то нам, конечно, тесновато. Школа нуждается в расширении помещений для занятий. У нас 1055 учеников, а народные коллективы и вовсе базируются в общеобразовательных школах.

– С какой установкой ребенок и родитель должны приходить в ДШИ впервые?

– Если сложится триумвират – родитель, педагог, ребенок – и они станут действовать сообща, поддерживать друг друга, то будет толк. Даже из малоодаренного ребенка можно сделать неплохого исполнителя при таком раскладе. Но сегодня нередко родители отдают детей в ДШИ, чтобы на улицах без дела не болтались, а дома не проверяют домашние задания, к сожалению… Раньше в ДШИ конкурсы были 5-10 человек на место, потому что детей отдавали с прицелом на будущее. Сейчас нам отведено обучение лишь первоначальному соприкосновению с инструментом.