Газета,
которая объединяет

Охотники против чужих

Как воронежские спецслужбы борются с «оборотнями в погонах»
Рубрика: ЧП/Криминал№28 (2296) от
Автор: Олег Гладышев

Недавно суд приговорил бывшего замначальника Кантемировского РОВД Павла Трофимова к 3 годам 6 месяцам колонии.

Он присвоил себе вещественные доказательства – антикварные часы, монеты, столовые приборы на 869 тыс. руб. Протаранил на своем авто две машины на обочине и велел инспектору ДПС указать в протоколе, что за рулем был другой. Продал изъятую по делу бурильно-крановую машину за 353 тыс. Взял с наркомана 50 тыс. за то, чтоб того не лишали водительских прав и сняли с учета.

Возникает вопрос: это обычное поведение одного из хозяев района, или он был примерным полицейским и заслуженно продвигался по карьерной лестнице, но однажды ночью в полнолуние вдруг превратился в «оборотня»?

ПРИВЕТ ОТ АЛЬ-КАПОНЕ

В последние годы охота ФСБ на «оборотней» шла непрерывно. Начать перечень их добычи можно с дела босса полиции Павловского района полковника Сабельникова, создавшего сеть торговли опасным (!) алкоголем и обложившего данью местных бизнесменов. Опера «конторы» повязали его при получении очередной подати и, что самое трагикомичное, – через месяц после вручения ему медали «За доблесть в службе».

Райсуд дал Сабельникову 7 лет условно (!). Правда, обл­прокуратура подала протест, и полковник получил-таки реальный срок – 3,5 года колонии.

И что нам всем с этим делать? А ничего не поделаешь. После Сабельникова опера УФСБ задержали начальника воронежского райотдела полиции №7 («Южный») подполковника Бунеева, «крышевавшего» торговлю алкоголем. Дали ему 2 года условно.

Тогда начальство областного ГУ МВД пригрозило привлечь к ответственности руководителей Бунеева. А в соцсетях удивлялись: а что, у кого-то из полицейских боссов нет своего бизнеса? Разве не поэтому его задержала ФСБ, а не служба собственной безопасности?

Следом ловили в Воронеже с погоней и стрельбой начальника угрозыска Панинского РОВД Зубарева, торговавшего героином.

Мелких «оборотней» тоже хватало: гаишники, торговцы информацией о покойниках, «крышеватели» гастарбайтеров и т.п.

ПРИВЫЧНОЕ ДЕЛО

В октябре 2018-го ГУ МВД РФ по Воронежской области возглавил Михаил Бородин. А в ноябре опера ФСБ поймали на взятке в 3 млн руб. зам­начальника СЧ ГСУ ГУ МВД полковника Чалого – за прекращение уголовного дела бизнесмена и разрешение убрать урожай на арестованном земельном участке.

Новый начальник ГУ МВД пообещал сделать выводы из череды скандалов о служебном соответствии боссов «оборотней»: за месяц были задержаны замначальника ГСУ, замкомандира батальона ДПС (с каждого экипажа он якобы требовал от 500 до 2 тыс. за смену), опер УБЭП и еще два полицейских. С начала года против стражей порядка возбудили десять уголовных дел, инициировали три проверки.

И тут же старший опер по особо важным делам УЭБиПК Хатунцев под присмотром своего начальника Бухтоярова потребовал 700 тыс. от фирмы за избавление от проверки; любопытно, что же такого и на какие суммы он мог накопать в фирме, регулярно выигрывающей дорожные подряды?

Хатунцева обвинили в покушении на мошенничество в крупном размере, а замначальника отдела управления Бухтоярова – в пособничестве. По версии следствия, в ноябре 2018-го Хатунцев узнал, что в производстве его коллеги находится материал предварительной оперативной проверки ООО «Россошанское ДРСУ №1». Тогда он сообщил родственнику хозяина ООО «Авангард Плюс», контрагента ООО «Россошанское ДРСУ №1», что материал проверки – у него и он намерен провести еще ряд проверок. Но за 700 тыс. может и не проводить. Получить взятку и не «запалиться» взялся Бухтояров, начальник Хатунцева: попросил знакомого оставить на скамье в холле детской спорт­школы в Воронеже сумку, под которую должны были положить пакет с деньгами. Но полицейские были задержаны и бабло забрать не смогли.

Следом задержали командира спецроты ДПС Левыкина, собиравшего дань с подчиненных за покровительство по службе (дело недавно направлено в суд – прим. авт.).

ГУ МВД даже выпустило пресс-релиз с обещанием дать самую жесткую оценку непосредственному руководству «оборотней» и с благодарностью ведомствам и всем, кто способствует выявлению лиц, порочащих систему МВД. Только вот насчет «жесткой оценки» все как-то заглохло. Во всяком случае – неизвестно широкой общественности.

ОТ РЕДАКЦИИ

В полиции ответственность должен нести не только сам нарушитель, но и его непосредственное начальство, поспособствовавшее карьерному росту будущего, а иногда и уже действующего, но пока еще не разоблаченного «оборотня в погонах». И это, как говорится, палка о двух концах.

С одной стороны, оно вроде бы справедливо: не разглядел затаившегося врага, вовремя не пресек его сомнительные действия – отвечай выговором или неполным служебным соответствием. С другой – это обстоятельство заставляет непосредственное начальство чересчур осторожничать, перестраховываться, выискивать в подчинение «безгрешных» сотрудников, а с таковыми – напряженка в полиции. Да и не всегда самые дисциплинированные – самые работоспособные и талантливые, нет тут прямой зависимости, скорее – наоборот. Отсюда – кадровый голод, даже на руководящих должностях.

Именно поэтому основным поставщиком выявленных «оборотней в погонах» с большими звездами является не управление службы собственной безопасности полиции, а управление ФСБ, сотрудники которой не связаны никакими обязательствами и круговой порукой со своими коллегами по правоохранительной службе.

И еще – начальников районных подразделений назначает сам руководитель главка. Он и несет за них персональную ответственность…