Газета,
которая объединяет

Кто старое помянет?

За ДТП можно получить дополнительную компенсацию
Рубрика: Социум№21 (2289) от
Автор: Александр Нечаев

Наша газета уже рассказывала, что Верховный суд признал заниженными цены в справочниках, которые страховые компании используют для расчета компенсации при аварии.

Тогда мы высказывали предположение, что это может спровоцировать волну исков с целью пересмотреть суммы выплат. Судя по всему, так оно и будет. И уже есть первый положительный пример. Ставропольский автомобилист за старое ДТП отсудил дополнительные 100 тыс. руб., которые ему недоплатила страховая компания. Это похоже на начало нового тренда.

Расскажем подробнее о сути этого прецедентного решения. Размер компенсации в ДТП сегодня определяется по единой методике, в которой цены на запчасти и работы берутся из специального справочника, составленного Российским союзом автостраховщиков. Цены, указанные там, далеки от рыночных, постоянно повторяют специалисты, и из-за этого размер выплаты по страховке может быть на законных основаниях снижен в несколько раз. Альтернативные способы оценки суды сегодня почти перестали принимать, Российскому союзу автостраховщиков (РСА) удалось-таки протолкнуть идею с единой методикой.

Однако еще в 2016 году нашлись люди, которых сильно озадачили заниженные цены в едином справочнике. Ими оказались сотрудники ФАС в Татарстане, которые обратились в суд, чтобы исправить цены на актуальные. Страховщики, конечно, сопротивлялись. Однако ФАС после двухлетних разбирательств с РСА доказала, что документ следует переписать. Верховный суд рассмотрел этот вопрос и тоже увидел нарушения. Раз справочники были неправильными, значит, все оценки по ним можно оспорить.

Именно так и рассуждал один ставропольский автомобилист, подав в суд на страховую компанию. Районный суд Ставрополя встал на его сторону и обязал страховую компанию выплатить 100 тыс. руб. дополнительной компенсации. К сожалению, мы не знаем обстоятельств ДТП и сколько владелец авто получил изначально, но такая доплата впечатляет. Это ж насколько были изначально занижены цены!

Основной вопрос: за какой срок можно требовать пересмотра компенсации? Представитель ФАС в одном из интервью рассказал, что автомобилисты могут поднять тему перерасчета выплат по ОСАГО за последние три года, когда действовал список с неактуальными ценами. Добровольно страховые компании доплачивать ничего не будут, каждой доплаты придется добиваться через суд и доказывать, что в таком-то году ремонт определенного объема стоил дороже, чем выплатила страховая компания. Пока трудно судить, сколько и в каких ситуациях можно будет получить дополнительно, возможно, для кого-то овчинка выделки стоить не будет (не забываем про судебные издержки), но в некоторых случаях наверняка за свои права будет смысл побороться.

Страховые компании, боясь наплыва исков, в ответ заявили, что массовые обращения в суды неизбежно скажутся на стоимости полисов. Мол, если будет пересматриваться большое количество ранее произведенных выплат, игрокам рынка потребуются дополнительные денежные средства для того, чтобы осуществлять доплаты, а брать их будут из новых полисов.

Но цены по ОСАГО и так уже близки к максимальным, законодательно выше их поднять с нынешними тарифами не получится. Это похоже на блеф.

Как будет развиваться ситуация с доплатой, гадать не станем, но судебный прецедент очень интересный. Ситуация вообще может оказаться долгоиграющей. Многие эксперты говорят, что нынешние цены на запчасти в справочнике, даже с учетом исправлений, все равно не соответствуют рыночным, а значит, осталось дождаться того, кто это де-юре докажет и создаст судебный прецедент.

В ТЕМУ

Стало известно, какие изменения ждут систему ОСАГО в 2020 году. Ожидается, что лимит выплат за вред жизни и здоровью по страховке вырастет с нынешних 500 тыс. до 2 млн руб. Доля случаев, по которым страховщики выплачивают клиентам максимальные суммы, мала, поэтому, по мнению аналитиков Минфина, это не должно повлиять на стоимость полисов.

Также 1 января 2020 года из схемы расчета цены полиса обещает исчезнуть территориальный коэффициент (КТ). По мнению многих экспертов, регион, в котором проживает автомобилист, не влияет на его риск попасть в аварию, и несправедливо с жителей столицы брать больше, чем с водителя из глубинки. Позже, 1 октября 2020 года, планируют

отменить и коэффициент мощности двигателя машины (КМ), уравняв в оплате владельцев малолитражек и крупных джипов. Раньше предполагалось, что его исключат только в 2021 году.