Газета,
которая объединяет

Поэтизация реальности

В Воронеже растет интерес к документальному театру
Рубрика: Культура№84 (2256) от
Автор: Ирина Лазарева

На театральной карте Воронежа Новый театр – очень молодое явление, однако успевшее громко заявить о себе. С успехом выступив на фестивале МАРШАК и представив спектакль на популярном форуме «Артмиграция» в Москве, который собирает лучшие региональные постановки последнего сезона, труппа Нового театра моментально включилась в работу над первым Всероссийским фестивалем документальных театров.

Снять с себя повседневную маску и поговорить по душам – одно из первых желаний, возникающих после просмотра репертуарного спектакля Нового театра «Как дети». Восемь документальных историй из детства, которые артисты преподносят от первого лица. Совершенно разные – наивные, нелепые, смешные и грустные, – они анализируют детские проблемы, повлиявшие на сегодняшнюю жизнь взрослого человека. Бэкграундом к каждой из историй являются пластические номера, которые также становятся иллюстрацией к рассказам.

– Мы развиваемся в направлении современного синтетического театра, сочетающего в себе документальный текст, драматургию, хореографию, акробатику, элементы циркового искусства и авторскую музыку, – рассказывает руководитель Нового театра, актриса и режиссер Виктория Шаламова. – Получается такой микс, форма, которая интересна прежде всего своей зрелищностью и близостью к зрителю. Документальный синтетический театр – это поэтизированная реальность.

Уникальная интерпретация позволяет зрителю не просто проецировать происходящее на себя. После откровенных диалогов с залом про каждого персонажа спектакля можно сказать – «я знаю его, как себя», потому что образ героя в этом театре максимально приближен к прототипу.

– У каждого артиста есть «доноры» текста, мы встречаемся с людьми и берем у них интервью по заданной теме. Чем больше собираем историй, тем лучше, у нас появляются возможности выбора, – продолжает Шаламова. – И если раньше, три года назад, когда театр только образовался, нам самим приходилось этих «доноров» выискивать, то теперь, когда началась серьезная фестивальная деятельность и о нас знают как о профессиональном коллективе, появляются добровольцы.

В 2002 году, когда в России был создан первый документальный театр – Театр.doc, многие критики и служители сцены не верили в жизнеспособность новой формы, однако сегодня это актуальное направление в искусстве, отвечающее запросам аудитории.

– Это следствие того, что современная драматургия стремится к достоверности и простоте, а театр идет в массы, артист хочет общаться с публикой с позиции равенства, – убеждена Виктория. – Зрителям важно и интересно видеть свою историю на сцене, они переживают ее. Активно появляются спектакли, в которых зритель может быть непосредственным участником (иммерсивные спектакли, например, в Новом театре постановка «Внутри» – прим. авт.). Здесь есть то живое слово, которое находит отклик, и люди после спектаклей подходят и говорят: «Это про меня».

– К тому же, если в обычном документальном театре текст как единственная форма общения со зрителем может отжить и стать неинтересным, то у нас в этом плане есть что-то вроде «подушки безопасности», конек – это умение преподнести разные формы творчества, – говорит хореограф-постановщик театра Мария Фролова.

Коллектив активно занимается развитием этого жанра, как на территории региона, так и на общероссийском уровне. Новый театр выиграл грант на проведение первого Всероссийского фестиваля документальных театров в Воронеже. Масштабный форум состоится в апреле 2019 года. В настоящее время формируется программа, принимаются заявки на участие от российских коллективов.

– Проведение подобного фестиваля – еще один шаг к достижению полного взаимопонимания со зрителем, – отмечают актрисы.