Газета,
которая объединяет

Секреты их молодости

Правда ли, что после выхода на пенсию жизнь только начинается?
Рубрика: Социум№72 (2244) от
Автор: Наталия Осадчая

По мнению европейских и американских ученых, человек может чувствовать себя по-настоящему счастливым и обретает смысл жизни после 55 лет, уже на пенсии. Пик уровня счастья наступает в 74 года. А как живут российские пенсионеры и ощущают ли себя счастливыми? Накануне Дня пожилых людей, который в нашей стране отмечается 1 октября, «Берег» побывал в гостях у обычных воронежских пенсионеров – семьи Аксеновых.

ЕСЛИ БЫ НЕ ЖЕНА…

Хоть мы и не были раньше знакомы, я сразу же узнала в энергичном высоком пожилом мужчине, идущем размашистой уверенной походкой, Ивана Васильевича Аксенова. Несмотря на то, что скоро он отпразднует свой 79-й день рождения, стариком его никак не назовешь.

– Если бы не моя жена, Раиса Парамоновна, – признается Иван Васильевич, – я бы не был таким, как сейчас, а может, меня вообще бы не было уже на свете.

Много лет назад Иван Васильевич перенес четыре сложные операции в связи с раком желудка. С тех пор ест мало, а утром вообще не завтракает. Даже чай не пьет.

Но утро у Аксенова начинается с обязательного бритья, затем – чистая выглаженная рубашка от жены. До сих пор он каждый день ходит на работу, занимая в настоящее время должность заместителя председателя Совета ветеранов Коминтерновского района. В день, когда мы встретились с Иваном Васильевичем, он как раз был занят тем, что обзванивал пенсионеров района, которых поздравлял с наступающим Днем пожилых людей.

– Получаю я за свою работу 4 тысячи рублей, так что работа больше на общественных началах. Пенсия у меня 13 тысяч. Не могу представить, как сидел бы целый день дома, не для меня это, – рассуждает Иван Васильевич. – Работаю с девяти утра до двух дня, а жена в это время от меня отдыхает, – шутит он.

ПЕНСИЯ – ЭТО ОТДЫХ?

– Как вы считаете, пенсия – это отдых? – спрашиваю у Раисы Парамоновны.

– Отдых – это когда ты в квартире на восьмом этаже живешь и целый день телевизор смотришь, – пожимает плечами женщина. – А я весь день вожусь в саду и огороде (Аксеновы живут в частном доме – прим. авт.). На самом деле, когда наступает зима, очень скучно становится, – задумывается Раиса Парамоновна. – Работа на участке силы дает. А зимой только сериалы и остаются. Но я не люблю просто смотреть, покупаю пазлы и собираю картины, а телевизор у меня больше для фона работает.

У Раисы Парамоновны, как и у каждого пожилого человека, болячек хватает – и сахарный диабет, и гипертония... Даже присаживаться во время разговора не стала, говорит, вставать потом тяжело будет. Но на здоровье не жалуется и говорить о болезнях не хочет.

– Я работала главным бухгалтером, на пенсию ушла в 60, – вспоминает она. – По-моему, это нормальный возраст для выхода женщины на пенсию. Может, я бы еще поработала, но тогда многие начали использовать двойную бухгалтерию, а я не захотела этим заниматься.

Иван Васильевич «на пенсии» не был ни дня.

– Я работал всегда, – говорит он. – Но считаю, что нас, активных пенсионеров, обижают. Почему, к примеру, я, работая, не могу получать тех прибавок, которые имеют неработающие пенсионеры?

Тем не менее Аксеновы на финансовое положение не жалуются. Говорят, что и свой огород выручает, и дети помогают, и внуки.

– У нас сын – директор большой компании по продаже кофе, бедствовать он нам не дает, – с гордостью говорит Иван Васильевич.

«ЛЕОНОВ – КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ МОЕГО СЫНА»

Воспоминания – важная часть в жизни пожилого человека. В них, Аксеновских – едва ли не вся история страны.
Иван Васильевич родился в маленькой деревеньке Радогощь Брянской области. Семья познала все ужасы войны, а двух сестер и двух братьев расстреляли немцы.

После окончания школы Ивана Васильевича отправили на целину по комсомольской путевке, где он отучился на тракториста. Припоминает, как слал брату в Воронеж посылки с пшеницей – на целине пшеницу «закапывали», а в Центральной России ее не хватало и хлеб пекли вперемешку с кукурузной мукой.

В армии служил на Памире, поднимался на самую высокую гору страны – Пик коммунизма, за что имеет значок «Альпинист СССР». Затем служил в Вооруженных силах СССР в должности замполита. После сокращения в армии, проведенного Никитой Хрущевым, устроился сначала работать в Целиноградский аэропорт, а затем на Байконур. Лучшей рекомендацией при устройстве на работу стало то, что Аксенов был к тому времени коммунистом со стажем.

– Нужен был надежный, и главное, непьющий человек, – с улыбкой поясняет Иван Васильевич. – И я переехал в Аркалык – тогда этот городок был столицей приземляющихся космических аппаратов. Я там работал с 1973 по 1984 год замполитом группы обнаружения и посадки космонавтов.

Аксенов выносит фотографии космонавтов, которых он встречал. Рассказывает, что Алексей Леонов – крестный его сына. Потом показывает фото первого французского космонавта Жан-Лу Кретьена с бутылкой шампанского в руках, которую тот выпил сразу после приземления. По словам Аксенова, за эту бутылку шампанского, которую выпил Кретьен, отец космонавта заплатил штраф 250 тыс. франков.

– Предлагали мне продать эту фотографию, но я оставил себе как память, – вспоминает Иван Васильевич.
Раиса Парамоновна росла без отца – он погиб на войне, когда ей было всего два года. В семье было 11 человек, и только один мужчина. Работать начала уже в 15 лет. А в Воронеж Аксеновы переехали, когда стала разваливаться страна и русские потянулись из союзных республик в Россию.

Они считают себя очень счастливыми людьми. Вместе прожили 54 года. Золотую свадьбу справили для них дети, но для этой пары, как мне показалось, каждый день, прожитый вместе – золотой. А итог более чем полувековой жизни – двое детей, шестеро внуков, двое правнуков, яркие воспоминания и, конечно же, оптимистический настрой.