Газета,
которая объединяет

Город мерчандайзеров

О самых востребованных профессиях на региональном рынке труда
Рубрика: Социум№64 (2236) от
Автор: Александр Ягодкин

Кадровое агентство HeadHunter прояснило перспективы большинства воронежских студентов и сообщило, что самый большой спрос на молодых специалистов в нашем городе – в сферах продаж, консультирования и информационных технологий.

ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО

За последние три месяца число вакансий в сегменте «Начало карьеры/Студенты» составило 7% от общего их числа и на портале hh.ru в Воронеже. Уровень конкуренции среди студентов – один из самых высоких: на 1 предложение приходится 12-13 соискателей, тогда как в среднем по рынку – 5 человек на место.

Больше всего вакансий для молодых специалистов летом предлагали в секторах «Продажи» – 38%, «Консультирование» – 23%, «ИТ/Интернет» – 16%, «Административный персонал» – 13% и «Туризм/Гостиницы/Рестораны» – 10%.

Средняя зарплата для соискателей в разделе «Начало карьеры/Студенты» – около 25 тыс. руб./месяц.

Иначе говоря, молодых и образованных не ждут в промышленности, науке или какой-нибудь там культуре; участь большинства из них – стать продавцами. В чисто арифметическом подсчете HeadHunter зеркально отразились тенденции российской экономики. А заодно и политики. Причем их «торговая составляющая» с годами только нарастает вопреки обещаниям властей построить современную, передовую промышленность, создать миллионы рабочих мест.

Перед кризисом 2014-го агентство HeadHunter сообщало, что в Воронежской области самая востребованная профессия – продавец: количество предложений для них на рынке труда составляло 29% от общего числа. Потребность в продавцах-консультантах так высока, что 83% работодателей даже не требуют от кандидатов опыта и готовы обучать их на месте. Три четверти готовых работать продавцами – молодые женщины. Зарплаты им предлагали такие: продавец-консультант – 20 тыс. руб., продавец-кассир – 17 тыс. 700 руб.

Портал Superjob тогда же провел в Воронеже обзор вакансий с красивым названием мерчандайзер; средняя их зарплата – 17 тыс. руб., хотя 30% мерчандайзеров имеют высшее или незаконченное высшее образование. Боссы торговых фирм охотно сообщают, что большинство их работников – дипломированные специалисты. Но не уточняют их специальности.

Википедия так раскрывает специфику этой работы: «Мерчандайзер (англ. merchandiser – торговец) – товаровед или помощник товароведа, представляющий компанию в торговых сетях (обычно супер- и гипермаркетах). Отвечает за выкладку товара, установку оборудования (холодильники, дополнительные витрины, поддоны)... Основная задача – контроль наличия всего ассортимента компании на полках магазина».

Иначе говоря, мерчандайзер должен поддерживать своей презентабельной внешностью имидж фирмы, консультировать покупателей, раскладывать продукцию на полках, проверять ее наличие в торговом зале, следить за ценами и ходом дел у конкурентов, снабжать магазины рекламой, дарить фирменные сувениры.

В общем, мерчандайзер – старший помощник младшего товароведа, чей удел – протирать колбасу, подкладывать конфеты, впаривать товар покупателям, покрывать все поверхности магазина рекламными плакатами и дарить сувениры в торговых точках (на практике они обычно достаются друзьям и симпатичным продавщицам).

Титул «мерчандайзер» (в простонародье – мерч) вызывает у многих его обладателей гордость и формирует начальственное мышление. Хотя потолок его карьеры – должность в отделе маркетинга или менеджера по продажам. В отличие от офисного планктона, мерч работает «в поле», общаясь с народом, что повышает его самооценку как знатока человеческих душ.

ИНЖЕНЕРЫ УШЛИ

Весной прошлого года ректор МГУ Виктор Садовничий на совете ректоров вузов ЦФО в Воронеже подпортил репутацию мерчандайзеров, назвав приоритетной для России подготовку не менеджеров, а инженеров и летчиков: многим специальность менеджера кажется весьма привлекательной, но инженеров и летчиков нам скоро придется выписывать из-за границы. Так что пора бы снова изучать физику, математику, химию.

То же говорил в Государственной Думе директор кадровой компании Manpower-Group Феликс Кугел: в России неминуем производственный коллапс. Инженеры стали исчезающим видом, а массово произведенные вузами юристы, экономисты, менеджеры и пиарщики страшно далеки от производства.

Был Воронеж во времена СССР черноземной столицей технарей, стал – городом мерчандайзеров. Инженеры читали умные книжки и научную литературу, работали «ненормированно» и не за большое бабло, а во имя других смыслов, нынешним мерчандайзерам вряд ли понятных. Они были образованны, и многие искренне берегли честь смолоду. Но на месте большинства крупных предприятий Воронежа возникли торговые центры с импортным ширпотребом, и самой большой социальной группой стали те, кто впаривает друг дружке чужие товары.

Инженеры ушли, и некому больше читать хорошие книги, пылко спорить об идеалах и высоких материях, некому уступить в маршрутке место женщине и даже просто остановиться на красный сигнал светофора.

Мотивация к работе инженера оказалась практически утраченной. Как секреты племени майя. На самом деле это был главный капитал страны, и его больше нет.