Газета,
которая объединяет

Укротители огня

Журналист «Берега» понаблюдал за работой пожарных
Рубрика: Социум№61 (2233) от
Автор: Ирина Лазарева

В Воронежской области каждый день случаются пожары и ДТП, а потому для пожарных и спасателей всегда есть место и время совершить маленький подвиг: сохранить чьи-то жизни. Впрочем, мужчины из воронежской Специализированной пожарно-спасательной части (СПСЧ), с которыми журналисты «Берега» провели прошлую пятницу, скромно возражают: «Мы просто делаем свою работу». О буднях тех, кто борется с огнем, в нашем репортаже.

ПО ЛЮБОМУ СИГНАЛУ

В 8 утра пожарные собираются для развода караулов: две смены стоят лицом к лицу, первая – подводит итоги своего дежурства, вторая – получает задания на день от начальника части (его обязанности на время отпуска исполняет майор Андрей Мишин – прим. авт.). С этого момента и наступает суточное дежурство.

Дальше – проверка «боеготовности» техники и снаряжения: когда случится пожар, нужно быть уверенным, что они не подведут. Особенно сейчас, когда в регионе объявлен максимальный класс пожароопасности.

После проверки – занятия по расписанию. Распорядок дня здесь, как в армии – обучение личного состава, уборка территории и отбой в 23 часа. Но все это, если нет вызовов. Вообще, рассказывают пожарные, раз на раз не приходится – иногда и в часть вернуться не успеваешь, как поступает очередное обращение, а бывает, все дежурство приходится заниматься рутиной. Сейчас пожарные проходят оказание помощи при ожогах вместе с врачом части Русланом Затяминым. Кажется, эту лекцию они слышали не раз: скучают, но без возражений. Информация может пригодиться в любой момент, и хорошо, если она будет свежа в памяти.

Сработал тревожный сигнал. Пожарные, побросав ручки и тетради, выскочили из-за парт и бегут к машинам. Время на сборы – 45 секунд. Через минуту – уже едем на вызов. Сообщение о возгорании поступило из детского сада. На месте – через четыре минуты. Открытого огня нет. Старший по смене Кирилл Чернышов со своими подчиненными идет, чтобы провести разведку территории.

Но через минуту выясняется, что на кухне просто молоко убежало…

НЕ РАССЛАБЛЯТЬСЯ

– Очень часто приходится отрабатывать чисто бытовые вызовы. Кастрюлю на плите забыли, мусорка во дворе загорелась, бумагу в туалете подожгли. Да таких сигналов – большинство! Немаловажен человеческий фактор. Но мы должны прибыть по любому сигналу, ведь никогда не знаешь, чем все обернется, – вздыхает пожарный с 25-летним стажем Роман Посудин.

Он оказался в части сразу после армии в 1973 году. Говорит, всю жизнь мечтал стать летчиком, но впоследствии понял, что пожарная охрана – его предназначение, именно та работа, где он со своими навыками может быть полезен. На дежурство с ним отправляется Владислав Гусев – в этой части это его второе дежурство, он перевелся в Воронеж из Москвы. Парень пошел по стопам отца и уже с детства не видел себя в другой профессии.

У каждого сотрудника были пожары, которые он не забудет. Некоторые признаются, что страшно видеть погибших детей, боль после этого остается надолго. Кто-то вспоминает лесные пожары 2010 года и страшные смерти в подвальных помещениях в том же 2010-м. А у некоторых – печальные воспоминания из-за встреч с асоциальными элементами.

– Приехали на вызов: квартира горит. Жил в ней мужчина, по всей видимости, страдающий алкогольной зависимостью. Там ни света, ни газа – все отключили за долги. И он на сковороде посреди комнаты решил ужин на костре приготовить. Вот и заполыхало вокруг. А нам заявляет: «У меня все зашибись». В квартиру не пускает. С горем пополам мы справились. А когда уходили, он мне подножку поставил, и я по лестнице полетел. Не сильно ушибся, но ситуация сама по себе неприятная, – вспоминает пожарный Евгений Кузнецов.

– Профессия пожарного изначально предполагает опасность, и мы сознательно на это идем. Родные наш выбор уважают и принимают. Даже если что-то случится – ведь это наша работа. Но важно уметь грамотно оценивать ситуацию, для этого и нужно повторять изо дня в день, как действовать в определенной чрезвычайной ситуации – нашу азбуку. Ну, и не расслабляться, – говорит Гусев.

НЕПРОСТЫЕ УСЛОВИЯ

СПСЧ – единственная в Воронеже, которая работает не только в своем подрайоне (Коминтерновский район и Подгорное – прим. авт.), но и может быть направлена по вызову в отдаленные районы области. В арсенале части – 32 единицы техники, причем «любой масти» – автомобили комбинированного тушения, порошковые и пенные, пожарные насосные станции, цистерны с водой и многое другое. Применяются в зависимости от уровня тяжести пожара и целевого назначения.

– Наша часть уникальная, но и у нас есть проблемы, – признается заместитель начальника по материально-техническому обеспечению СПСЧ Андрей Козлов.

Зато здесь есть автомобиль с коленчатым 52-метровым гидроподъемником.

– Ведется широкомасштабная стройка в городе, и она создает нам немало сложностей, – говорит и.о. начальника части Андрей Мишин. – Здания нередко возводят с грубейшими нарушениями пожарной безопасности, и в случае возгорания наша техника просто не сможет проехать во дворы. Вот посмотрите, к примеру, микрорайон прямо напротив нашей части по ул.Владимира Невского. Благодаря нашему подъемнику можем потушить пожар в шестнадцатиэтажной высотке, вот здания с большей этажностью вызовут понятные затруднения.

Пока общаемся с и.о. начальника, бойцы отрабатывают нормативы – вяжут узлы на веревках, чтобы в случае необходимости спасти себя и пострадавшего, и тренируются в правильности облачения в костюмы химической защиты. Пожалуй, единственная форма пожарного, которую разрешается надевать не на скорость.

– Применение наших навыков, как правило, сопричастно ЧП. Пока нет вызовов, постоянно тренируемся, все ситуации прорабатываем. Быть готовыми нужно ко всему, знать многое. Служба опасна и трудна, но мы всегда на посту – в любую погоду, – говорит Кирилл Чернышов.