Газета,
которая объединяет

Правдивые сказки

К 150-летию воронежской сказительницы Анны Барышниковой
Рубрика: Культура№61 (2233) от
Автор: Наталия Осадчая

Великая русская сказительница и наша землячка Анна Куприяновна Барышникова (бабушка Куприяниха) родилась ровно 150 лет назад – 24 августа 1868 года в деревеньке Чуриково Воронежской области. Бабушка Куприяниха всю свою жизнь прожила в деревне, оставаясь хранительницей народной мудрости, воплощенной в сказках.

ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ СКАЗКИ

Воронежская область считается родиной более чем 250 русских народных сказок. Более 120 из них сохранила и рассказала Анна Куприяновна Барышникова. Имя бабушки Куприянихи стоит в почетном ряду еще с одной воронежской сказительницей – Анной Николаевной Корольковой, а также собирателем сказок Александром Николаевичем Афанасьевым.

«Баба-яга и Кощей Бессмертный», «Финист – Ясный Сокол» и «Марья-искусница» – сложно представить детство без этих прекрасных сказок. Русская народная сказка – это первоначальный код загрузки, который получают наши дети, чтобы не потерять свои корни, живую связь с народом.

Неспроста создатель теории относительности, нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн писал: «Если вы хотите, чтобы дети были еще умнее – читайте им больше сказок».

КРЕНДЕЛЬКИ ЗА СКАЗКИ

Биография бабушки Куприянихи известна из ее собственных воспоминаний, которые она надиктовала после Великой Отечественной войны. Кстати, во время войны Барышникова и сама сочинила сатирическую сказку «Как немецкий генерал к партизанам в лес попал». Есть сказы и о новой советской жизни – о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и «Москва красная – столица прекрасная». Но главным в ее творчестве оставались сказки народные.

Бабушкой Куприянихой звали ее «по-уличному», так часто случается в деревне, когда отчество становится основным именем. У Барышниковой второе имя имеет более глубокий смысл – ведь любовь к русской народной сказке передалась ей от отца, Куприяна Левоновича. А ему – от его отца: «Дед Левон такие сказки рассказывал, что не раз по барскому приказу был порот. Уж очень у него сказки-то были озорные: все про бар и попов».

Слушала Аннушка народные сказки с самого детства.

«Нанимались мы стеречь два стада – коровье и овечье. Вот батя, бывало, стережет, а мне неохота стеречь. Он и начнет рассказывать сказки. А я страх люблю слушать – и тоже стерегу. Мастер был сказки сказывать. Как начнет, бывало, так и конца этим сказкам нет», – вспоминала Барышникова.

Деревенька Чуриково, где родилась сказительница, находилась рядом с селом Большая Верейка (Рамонский район). Куприян Левонович возил из Верейки со склада купца Лопухова в Воронеж в пекарню Ширяева пшеничную муку для выпечки кренделей.

Пекари ему всегда были рады:

– Дядя Куприян приехал! Будет сказки сказывать.

Оставался он в пекарне на ночь и сказывал пекарям сказки, а они ему за это крендельки давали. Стал Ширяев замечать, что в одну ночь у пекарей выработка хорошая, а в другую – так себе. Начал выяснять и обнаружил, что в те ночи, когда Куприян сказки сказывал, пекари в два раза больше против обычного делали. Тогда Ширяев официально разрешил Куприяну сказки в пекарне рассказывать, велел отвешивать ему каждый раз по пять фунтов кренделей и «мешки после муки не вытряхивать».

В НИЩЕТЕ

Семья Барышниковых была бедной, и замуж в Большую Верейку Аннушку выдали тоже за бедного.

Муж у Анны Куприяновны оказался человеком слабым, больным, долго не прожил, умер, оставив ее с пятью детьми.

По признанию самой бабушки Куприянихи, пришлось ей тогда бедствовать. Нищета и вынудила ее начать сказки сказывать, что от отца слышала: «В горькой доле выращивала я малых детушек. Праздничек придет, дети соседские играть выбегут, а моим не в чем на улицу показаться: ни одежонки, ни обувки, как есть все раздеты да разуты. Зазову я соседских детей к себе в дом, начну им сказки сказывать, сидят они вместе с моими ребятками, слушают, так и день пройдет».

ПРИЗНАНИЕ И ПОЧЕТ

В 1925 году сказки бабушки Куприянихи впервые зазвучали в записи ленинградской фольклористки Надежды Гриньковой, которая побывала в Рамонском районе в составе этнографической экспедиции. Собирательница была покорена артистизмом сказительницы: «Барышникова рассказывает сказки с соблюдением всей «обрядности», понимает рассказывание как художественную передачу известного ей сюжета. Все действующие лица сказки говорят особым голосом, всегда отличишь, басит ли это Иван-дурак, говорит ли с чувством, с толком, с расстановкой Иван-царевич или какой-нибудь другой герой». Тогда Гринькова записала 56 сказок бабушки Куприянихи.

«Стала она про меня спрашивать, а я на огороде была, картошку копала, – с простотой крестьянской рассказывала Барышникова. – Ходила я с ней по селу, девок собирала, постановку свадьбы делала. А она все записывает да на фотографию снимает, как за столом сидят, как невесту выводят».

О сказках Барышниковой узнали и другие фольклористы, после чего Анну Куприяновну пригласили в Воронеж, где она выступала в Доме печати, в клубах и школах. Профессор Плотников со студентами записали от нее более ста сказок и издали отдельной книгой.

В 1936 г. пришло ей приглашение из Москвы, затем из Ленинграда. В 1939 г. Анна Барышникова участвовала во Всекарельском совещании сказителей в Петрозаводске. На ее долю выпали почести и уважение, которыми были окружены народные сказители в тридцатые годы. В 1938 г. Анна Барышникова была принята в члены Союза писателей СССР, награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Во время войны Анна Куприяновна вместе со своими земляками попала в концлагерь в Касторном. По ее признанию, орден свой она «под кофточку приколола, да так, пока немцы были, под мышкой и носила». Немцам она, поскольку личностью была известной, назвалась Анной Кирилишной Колотневой (по фамилии отца).

Анна Куприяновна Барышникова скончалась 23 августа 1954 г. и была похоронена в Землянске (Семилукский район). На доме, где она жила, установили мемориальную доску.