Газета,
которая объединяет

Миллионные устремления

ООО «Ряба» готовится к прорыву на «яичном» рынке
Рубрика: от
Автор:

Что первично, курица или яйцо? Для работников хохольской птицефабрики ООО «Ряба» ответ очевиден: по процессу оно, конечно, курица первична. Но вот по экономике первичнее яйца быть не может ничего.

Хохольскую продукцию, упакованную в картонные и пластиковые контейнеры, сегодня можно приобрести в любом магазине Воронежа. И все равно, по мнению директора предприятия Вадима Мурашкина, есть еще куда стремиться. Куда и зачем — об этом наш разговор с руководителем птицефабрики.

Конкурируйте на здоровье!

– Вадим Викторович, с того момента, как вы пришли на хохольскую птицефабрику, прошло уже более пяти лет. Что принципиально нового появилось за это время в работе предприятия?

– Буквально все. Когда мы пришли, здесь было стадо в 60 тыс. голов кур, производилось 16 млн. яиц в год — очень скромные показатели, особенно для предприятия, под боком у которого такой гигантский рынок, как Воронеж. Поэтому мы сразу же вступили в национальный проект «Развитие АПК» и принялись проводить модернизацию, наращивать мощности.

Мы поставили новые цеха для взрослого поголовья, два цеха доращивания. Потом стали что-то модернизировать каждый год. Если начинать нам пришлось с простого оборудования санкт-петербургского производства, то сегодня оно уже заменено на высокопроизводительное импортное, да и само стадо увеличилось до 250 тыс. голов. Это позволило нам довести производство яйца с 16 до 65 млн. тонн, а в следующем году мы ставим перед собой цель выйти на уровень 100-120 млн. Для реализации этой задумки поставим два совершенно новых больших цеха.

– А как быть с рынками сбыта под такой объем продукции?

– Необходимость поиска рынков сбыта нас пугала разве что в начале нашей деятельности. А сейчас, когда мы вышли на объем, позволяющий открыто конкурировать, нам стало работать намного легче. Особенность такая, что с теми, кто производит небольшие объемы, как правило, никто и не разговаривает. А когда ты производишь хорошие объемы, то потенциальные клиенты сразу же проявляют к тебе интерес.

Сегодня, например, гораздо более сговорчивыми стали торговые сети, особенно если сравнивать с тем, что было еще 2-3 года назад. Если тогда на нас почти и не смотрели, то сейчас мы работаем практически со всеми сетями, представленными в Воронеже.

– Я как потребитель наблюдал за ситуацией в сетях — конкурентов-то у вас практически и нет...

– А никто никому не мешает конкурировать, заходя в сети. Производители не идут туда, не потому что не хотят, а потому что с сетями очень тяжело работать. Многие пытались, думали, что сейчас пойдут колоссальные прибыли, но немного поработав, уходили.

– Воронежский рынок вами охвачен достаточно полно. Нет желания выйти на рынки других регионов?

– Думаю, что у фабрики, в 30 километрах от которой расположен город-миллионник, основной рынок сбыта должен быть один. Мы стараемся особо тщательно работать именно с Воронежем, потому что руководство предприятия само из Воронежа, и нам хотелось бы подавать на стол своим же землякам нормальную продукцию, а не привезенную из Тюмени или Челябинска. Ведь оттуда ее только везти нужно две недели, а потом еще неизвестно, сколько она пролежит на складах. У нас же утром курица сносится, уже в обед яйца уезжают в Воронеж, а на следующее утро они – на прилавке в магазине.

В принципе, для нас и на воронежском рынке работы еще — непочатый край, но в рамках имеющихся с федеральными сетями договоров мы возим свою продукцию и в Курск. В Москву пока не возим, потому что продукции не хватает, но, заключив договоры с теми же «Ашаном» и «Окей», возможно, будем поставлять и туда. По крайней мере, сети хотят этого. Ведь качество наших яиц очень достойное.

У нас, кстати, очень хорошо идет торговля на ярмарках, которые, благодаря городской администрации, раз в две недели организуются в районах Воронежа. Эти ярмарки позволяют нам ставить цену значительно ниже, чем в магазинах, и организовывать моментальный сбыт. Не ждать возврата денег через 28 дней, как у сетей, а получать их сразу.

Себестоимость и качество

– Если нет особой потребности в выходе на внешние рынки, то чем обусловлено желание производить 100 миллионов яиц?

– 100 миллионов — это самая низкая планка, к которой мы стремимся. Нам реально не хватает продукции, по всем заключенным контрактам мы идем просто впритык. А ведь сейчас идет «средний сезон». Потом будет «высокий сезон» – перед Новым годом, Пасхой. Так что для нормальной загрузки наших мощностей мы будем стараться в течение трех-четырех лет выйти на производство миллиона яиц в день.

– В ближайшее время в области планируется строительство филиала птицефабрики «Синявинская». Областные власти говорят, что ее продукция пойдет за рубеж, но что будет, если ее яйцо пойдет на внутренний рынок? Вы уже просчитывали подобные риски?

– Да у нас и сейчас конкуренция достаточная. Буквально под боком находятся крупные липецкие, белгородские птицефабрики, им гораздо проще «завалить» Воронеж яйцами, чем «Синявинской». Конкуренция есть и сейчас, и ничего страшного. Ведь в чем она заключается? Прежде всего, в себестоимости продукции. А тут с нами конкурировать сложно.

У нас четыре тысячи гектаров своей земли. В этом году мы полностью обеспечили себя кормовой базой, ни килограмма нигде не закупали. Например, не так давно завершили уборку кукурузы, получили урожай почти под сто центнеров с гектара. Будем теперь менять рецепт, и уже буквально через две-три недели вы наше яйцо не узнаете — показатели его качества станут еще выше.

– А чем определяется качество яйца?

– Во-первых, толщиной скорлупы. Во-вторых, цветом желтка. У нас, когда разбиваешь яйцо, видишь желток ярко-желтого цвета безо всяких добавок. Цвет желтка в наших яйцах будет похож на цвет желтка яиц домашних кур.

– Не было желания диверсифицировать производство и выйти, например, на рынок гусиного яйца, или, как есть уже прецеденты, страусиного?

– Нет, нам бы с куриным разобраться, тут еще очень много работы, ведь расширение идет комплексно. Делаешь что-то одно – сразу же требуется параллельно делать и что-то другое. Этим летом, например, мы построили новый забойный цех. Раньше стоял цех производительностью тысяча голов в смену, сейчас будет – порядка 7 тысяч. Цеха большие, нужно успевать вовремя менять стадо. Плюс надо произвести реконструкцию комбикормового цеха.

– Новый забойный цех — это стремление освоить и мясное направление?

– Ни в коем случае. Просто когда идет массовый забой, старый цех уже не может справляться с имеющимися объемами. А так, мы только перерабатываем куриное мясо на фарш, кое-что реализуем производителям мясных полуфабрикатов. Но это — только в моменты смены стада. Мясное направление — совсем другой бизнес, иная система реализации, осваивать которые у нас нет особого желания.

Профессионалам — добро пожаловать!

– Выход на новые объемы производства потребует не только модернизации всей фабрики, но еще и приобретения той же автомобильной техники...

– Мы это и так делаем ежегодно. В следующем году планируем произвести 100-120 млн. яиц, под это у нас уже все готово: и техника для вывоза яйца, и техника для растениеводства. Потому что для обработки 4 тыс. гектаров земли тоже нужны и комбайны, и техника для вывоза выращенной продукции. В текущем году мы купили два новых «КамАЗа», и если бы их не было, пришлось бы привлекать наемную технику, а эти расходы закладывать в себестоимость.

– Любое производство — это прежде всего люди. Кто сегодня определяет работу предприятия?

– Сейчас на птицефабрике работают 152 человека: здесь и специалисты, и водители, и птичницы, и многие другие. Все в основном местные — из Воронежа только руководство, бухгалтерия, зоотехники.

– Кстати, по официальной информации, в текущем году в целом по сельскохозяйственной отрасли региона произошло увеличение зарплат на 17-20%. На каком уровне находится этот показатель у вас?

– Ну, если по прошлому году средняя зарплата была в районе 10 тыс. руб., то в этом году — 12 тыс. Так что те же 20% мы выдержали. Скоро планируем еще поднять, благо, экономическая ситуация позволяет нам сделать это. Ведь в начале лета цена на яйцо была очень низкая, а на корма — высокая. А сейчас при своих кормах и обоснованной цене на продукцию ситуация выправилась.

Кадровых проблем у нас нет, но если к нам приходят с желанием устроиться на работу адекватные люди, то мы их обязательно берем. Ведь в следующем году мы будем проводить очередной виток модернизации, будут установлены новые автоматические сортировальные машинки, на которых должны будут работать уже высокообразованные люди. Так что нужны сотрудники, способные к обучению работе на высокотехнологичном оборудовании.