Газета,
которая объединяет

Стратегия – правильная

Березовские аграрии нашли путь к увеличению рентабельности
Рубрика: от
Автор:

Агрофирма «Путь Ленина», что «прописана» в селе Березовка Аннинского района, – сравнительно небольшая. Но – стабильно эффективная, что в условиях работы в «зоне рискованного земледелия» – главное.

Когда заходишь в кабинет руководителя ЗАО «Путь Ленина» Михаила Никитина, первое, что бросается в глаза, – знамя «Победителю экономического соревнования –лучшему хозяйству района». Трофей совсем недавний, получен только в ноябре. И – вовсе не единственный: коллектив предприятия отмечается далеко не в первый раз. Более сотни рабочих мест, продукция высшего качества – «Путь Ленина» есть за что отметить и на районном, и на областном уровнях. Об этом и многом другом – наш разговор с гендиректором агропредприятия.

Правильный подход

– Михаил Иванович, если посмотреть на историю предприятия, в ней наверняка можно найти и черные, и белые полосы...

– Конечно. Руководителем-то я работаю здесь двадцать второй год. Захватил несколько этапов развития отрасли. Начало девяностых – время перестройки общественной и экономической моделей существования страны. Дальше случился период абсолютной невостребованности сельского хозяйства. Мы оказались предоставлены сами себе – как люди, не умеющие плавать, которых бросили в реку. Тогда на нас просто смотрели: выплывут, не выплывут? В течение нескольких последних лет ситуация, к счастью, поменялась в лучшую сторону. И я очень рад, что сегодня наше предприятие – в коротком списке самостоятельных хозяйств. Мы, в отличие от многих других, не проходили процедуру банкротства. Случилась лишь реорганизация, продиктованная нуждами времени: просто привели юридические основы нашей деятельности в соответствие с действующим законодательством.

– Благодаря чему удалось избежать плачевных метаморфоз, которые произошли с другими агрофирмами?

– Благодаря людям, которые у нас работают. Благодаря нашей чудесной земле. И, наверное, – правильному подходу. Все тактические решения тщательно проверяются специалистами. Всякое, конечно, бывало: когда-то и ошибались. Но на ошибках, как известно, учатся. И теперь, совместно с районным руководством, мы выработали правильную стратегию.

– Каковы же результаты ее реализации?

– Мы сегодня производим зерна в два раза больше, чем до перестройки, подсолнечника – тоже в два, сахарной свеклы – в три. Молока – в полтора раза больше. Причем оно теперь другого, несравнимо более высокого качества. Кроме того, несмотря на уменьшившееся вдвое поголовье скота, мы сохранили производство мяса на прежнем уровне.

– За счет чего?

– Во-первых, изменился подход. Как к животноводству, так и к растениеводству. Главным мерилом стала экономика. И с этим приходится считаться. В выгодные производства мы вкладываем деньги, в менее рентабельных сферах ищем пути вывода производств на экономически эффективный уровень. Во-вторых, опять же, новые технологии. Многие процессы сегодня автоматизированы, что позволяет избежать «осечек», вызванных человеческим фактором.

Качественный скачок

– Не приведет ли это к сокращению рабочих мест на селе?

– Ни в коем случае. Я знаю ситуацию изнутри и не верю, когда говорят о безработице в сельском хозяйстве. Сегодня масса возможностей работать и зарабатывать. Кто хочет – трудится. Это реальность. Люди получают достойные деньги, адекватные вложенному труду. Он, конечно, что и говорить, – каторжный. Но хорошие механизаторы, да и животноводы тоже получают до тысячи долларов в месяц.

– Думается, так было не всегда. Динамика, получается, положительная? Или я не прав?

– Правы. Такого движения в сторону обновления технологий, технических средств, подходов, какое случилось в последние пять лет, прежде не было. За прошедшую пятилетку мы совершили тот качественный скачок, который раньше был возможен минимум за десять, а то и за двадцать лет.

– Хочется верить, что это сказалось и на качестве продукции…

– А как же? Например, критерии приемки молока подняты до невиданных ранее параметров. Для понимания: в России стандарты по приемке выше, чем в Европе и США. Единственная проблема в этой отрасли – огромное количество фальсифицированного продукта. Под видом молочных изделий продается то, что к молоку вообще отношения не имеет. Попытки урегулировать ситуацию предпринимаются. Но настолько робкие, что результатов практически не приносят.

– А с санитарными нормами разве сейчас порядок?

– А это смотря где. Я вот вырос в деревне. И только лет в пятнадцать-шестнадцать узнал, для чего надо мыть купленные фрукты. Думал раньше: сорвали яблочко с яблони – и ешь. От чего его отмывать-то? И только позже понял: мыть фрукты нужно потому, что их десятки людей на рынке руками потрогали. Так и здесь. На производстве-то нормы жесткие. А вот как потом обращается с продукцией розница – большой вопрос.

– Вы как-то участвуете в решении этого вопроса?

– Стараемся убрать посредников между производителем и потребителем там, где это возможно. В первую очередь, заботимся о самых маленьких. Программу «по двести граммов молока каждому ребенку», которую не так давно заявило правительство, мы реализуем уже на протяжении двадцати лет без всяких указаний сверху. Отдаем в Березовскую среднюю школу молоко не «из пакетов», а наше, цельное, с приличной жирностью и большим содержанием белка. Не разведенное. Живое.

– Кто же стоит за производством экологически чистой продукции?

– Сегодня у нас работает сто тридцать человек. В текущем году их силами произведем продукции на сто тридцать млн. руб. Задача, которую мы не так давно ставили перед собой (произвести на каждого рабочего по миллиону рублей продукции), – выполнена. Такая цифра дает нам возможность платить достойную заработную плату сотрудникам и развиваться предприятию.

– Благодаря чему это стало возможным?

– Последние годы мы получаем урожайность зерновых не менее сорока центнеров с гектара, сахарной свеклы – четыреста-пятьсот, подсолнечника – стабильно за тридцать центнеров. Если, конечно, посмотреть надои фуражных коров – цифры не так высоки, как хотелось бы. Но это, опять же, с какой стороны взглянуть. Ведь можно состряпать какую угодно статистику – при том, что показатели будут далеки от реальности. Написать, что корова дает восемь тыс. килограммов молока в год, но на деле этот показатель будет в два раза ниже. Мы же оперируем цифрами, за которыми скрывается количество реального продукта. Который можно съесть и за который платятся деньги.

– Справляетесь исключительно своими силами?

– Да, полный цикл работ осуществляем сами. Трудятся люди, постоянно живущие в Березовке – и специалисты, и рабочие. В количественном отношении со штатами проблем нет. А вот от притока квалифицированных, подготовленных кадров мы бы не отказались.

– Трудности именно со специалистами обусловлены перебоями в работе системы образования?

– Да. Современные выпускники поголовно идут в вузы. И, что удивительно, – все оканчивают. И амбиций у всех столько, что, получая диплом, люди ощущают себя готовыми инженерами, технологами – да кем угодно! Самомнение – и ничего кроме.

– Недавно на самом высшем уровне обсуждалась проблема давления на мелких сельхозпроизводителей. И лично Владимир Путин дал указание следить за тем, чтобы малый сельхозбизнес «не обижали». Вы почувствовали какое-то изменение отношения к себе?

– Нет. Обижали и обижают как хотят. Мы не можем тягаться с крупными агрохолдингами. Тем не менее, производим точно такую же, (а, может быть, и лучшего качества) сахарную свеклу. Нам же почему-то дают за нее другую цену. Закупщики постоянно организуют процесс таким образом, чтобы он был односторонне выгоден. Техника же у меня, кстати, лучше, чем у многих крупных холдингов. Все, что они могут сделать, и я сделаю – без всяких трудностей. Но приходится довольствоваться «синицей в руке»: к сожалению, голоса таких, как мы, не слышат. Или не хотят слышать.

– Тогда, может, морально поддержите коллег, поздравите с праздником?

– Да, с праздником всех, с Днем сельского хозяйства! Наш труд – великий. Благородный. Мы работаем с землей, она – кормилица каждого. Просто не все об этом задумываются. Верю, что усердие и любовь к своему делу способны решить многие вопросы, помочь справиться с массой трудностей. Но очень хочется, чтобы наша работа была замечена, чтобы условия сельхозтруда изменились в лучшую сторону. Давайте помогать друг другу и любить свое дело!