Газета,
которая объединяет

Цена устойчивости

Вид на политическую карту области с берегов Невы

Воронежская область сохранила место в ряду регионов с высокой социально-политической устойчивостью. Это следует из очередного, июньского, рейтинга фонда «Петербургская политика», опубликованного 10 июля.

Напомним, что эксперты фонда с 2012 года ведут ежемесячный рейтинг субъектов Федерации, в рамках которого оценивается уровень социально-политической устойчивости во всех регионах. Внутри рейтинга они разделены на пять категорий по степени социально-политической устойчивости.

ПРИЗНАК МАСТЕРСТВА

Воронежская область последние годы стабильно идет в группе «хорошистов» – регионов с высокой устойчивостью. Единственный раз ее позиции поколебались, когда во внезапную отставку ушел Алексей Гордеев, а регион возглавил к большой неожиданности наблюдателей Александр Гусев: тогда область по итогам января оказалась в числе субъектов, где социально-политическая устойчивость характеризуется как средняя.

Ожидалось, что так и будет продолжаться до тех пор, пока федеральные эксперты не привыкнут к фигуре Александра Гусева. Или до той поры, пока сам новый глава области не сотворит что-нибудь этакое – прорывное.

Однако уже в марте регион восстановил свои позиции в рейтинге и с тех пор пребывает в этой довольно немногочисленной группе. И ведь как будто ничего из ряда вон у нас за это время не случилось. Такое впечатление, что высокую оценку со стороны экспертов заслужил всего лишь последовательный труд (а Гусев ежедневно проводит до десятка деловых встреч) временно исполняющего обязанности губернатора.

Всякий раз при публикации рейтинга его авторы перечисляют несколько наиболее важных событий (позитивных, негативных, нейтральных), имевших место на территории субъекта за отчетный месяц. Этот список интересен хотя бы тем, что мы можем сравнить свои впечатления от важности событий со взглядом со стороны.

К примеру, в список июньских событий положительного свойства, по мнению экспертов фонда, вошло обсуждение Александром Гусевым с делегацией министерства земель, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии перспектив строительства рельсового транспорта в Воронеже, а также вхождение Павловска в ТОП-10 моногородов по результатам первого национального рейтинга Фонда развития моногородов.

В негативном реестре у нас значатся отзыв Центробанком лицензии у банка «Воронеж» и отставка первого вице-мэра Воронежа по стратегическому планированию, экономике и финансам Сергея Курило.

А вот анонс отставки вице-губернатора Геннадия Макина прошел по разряду событий нейтральных, в то время как воронежские эксперты на страницах «Берега» назвали уход влиятельного заместителя кадровой победой Александра Гусева.

НА ДИСТАНЦИИ

Упомянули в публикации фонда также позицию врио губернатора по поводу пенсионной реформы, отозвавшись о ней как о «мягком дистанцировании». Понять такую позицию можно: у него в сентябре выборы, а избиратель раздражен, требует ответа: зачем понадобилось повышать пенсионный возраст? Напомним, что сказал по этому поводу врио губернатора: «Я пока не готов формулировать свое мнение относительно пенсионного обеспечения. Потому что документ официально не утвержден. Но я не думаю, что он сохранится в нынешнем виде. Скорее всего, его смягчат». При этом, правда, он указал на наличие положительных сторон в повышении пенсионного возраста: «Без увеличения трудовых резервов мы не сможем развивать экономику теми темпами, которые необходимы. Нам не хватает квалифицированных кадров. У нас 40% работающего населения и 60% – неработающего».

ВОПРЕКИ ОПАСЕНИЯМ

За счет чего же врио губернатора смог вернуть область в ряды регионов с высокой устойчивостью и утвердить ее там? На этот вопрос мы попросили ответить кандидата политических наук, директора Центра социально-политических технологий Владимира Инютина:

– Экспертное сообщество видит, что вопреки опасениям Александр Гусев проявляет себя как самостоятельная фигура, что большая редкость в нашей политической реальности. Особенно эта самостоятельность проявилась в кадровых вопросах. Чего стоит одна лишь отставка Геннадия Макина. С другой стороны, надо признать, что с точки зрения социальных рисков наша область кажется относительно безопасной. Были, впрочем, опасения, что обострятся внутриэлитные конфликты, но и эти опасения не оправдались. Политическая обстановка в регионе, очевидно, спокойная. Да, пенсионный вопрос в состоянии вызвать известное брожение умов, но я не вижу ни одной политической силы, которая была бы в состоянии организовать массовый протест на уровне тех же 90-х годов, когда коммунисты выводили на площадь тысячи людей. Представители оппозиционных партий на местах подойдут к этой проблеме формально.