Газета,
которая объединяет

«Отцы и дети» на французский манер

В Воронежском драмтеатре дали вторую премьеру за месяц
Рубрика: Культура№45 (2217) от
Автор: Наталия Осадчая

На многих сценах мира долгие годы с успехом шел спектакль «Моя дорогая Матильда» по пьесе американского драматурга Израэля Горовица. Сам же автор мечтал о том, чтобы его произведение было сыграно и русскими актерами. Вчера, 28 июня, на сцене Воронежского драматического театра состоялась премьера спектакля «Моя дорогая М.» в постановке художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств России Владимира Петрова.

ЗАКУЛИСНЫЕ ТАЙНЫ

Впервые диалоги пронзительной драмы Израэля Горовица зазвучали на русском языке в 2010 году в МХТ имени Чехова. Режиссером спектакля стал именно Владимир Петров – профессор кафедры актерского мастерства Школы-студии МХАТ, который с 2011 года работает в Воронеже. Тогда московские зрители оставили о спектакле огромное количество положительных отзывов. Вчерашняя премьера уже позволяет говорить о том, что и воронежскую постановку ждет успех.

Перед сдачей спектакля Владимир Петров рассказал корреспонденту «Берега» о своей работе:

– Наш спектакль – для любого зрителя. Я думаю, он будет интересен как молодежи, так и представителям среднего или пожилого возраста. Это житейская история, достаточно запутанная – о том, что прошлое определяет настоящее.

В спектакле заняты всего три актера: народная артистка России Тамара Семенова, заслуженная артистка Воронежской области Светлана Поваляева и артист Вячеслав Гардер.

Сложно ли полный спектакль, который идет более двух часов, играть таким небольшим составом, интересуемся у постановщика.

– Даются спектакли и с двумя актерами, и моноспектакли, а есть постановки с большим «населением» – такие как «Отелло», «Гамлет», «Ричард III», и там на артиста нагрузка очень большая. Важно не количество людей на сцене, а то, удалось ли режиссеру проработать качественно все роли. Артист должен понимать, что он делает и для чего, тогда и работа превращается в удовольствие. Если артист не получает удовольствия на сцене, то удовольствия не будет и в зале, – считает Владимир Петров.

Традиционно театры дают премьеры в начале сезона, но вот «Моя дорогая М.» стартует в конце – Воронежский драмтеатр отличается своеобразием.

– В новый сезон мы уже войдем с двумя новыми спектаклями – «Моя дорогая М.» и «Итальянский брак», премьера которого прошла 3 июня, – пояснил художественный руководитель. – Зрителя ждут и другие премьеры. Мы готовим спектакль по пьесе Кальдерона «Молчание – золото» (у нас он пойдет под названием «Ракушка»), «Маскарад» Лермонтова, новый детский спектакль на большую сцену, новогоднюю сказку и спектакль по произведениям братьев Стругацких.

ЗАГАДКИ МАТИЛЬДЫ

«Моя дорогая М.» – это и спектакль-интрига, и спектакль-проблема. Если в первом действии актеры заставляют зрителя хохотать почти до слез, то к концу наворачиваются слезы сопереживания.

39-летний американец Матиас, неудачник по жизни, получает от своего отца, с которым отношения никогда не складывались, в наследство квартиру – просторные апартаменты. И не где-нибудь – а в Париже, с видом на Люксембургский сад. Понимая, что квартира в таком месте – наследство дорогое, он на последние деньги покупает билет и отправляется в Европу с единственной целью – продать недвижимость отца. Но все оказывается не так-то просто – вместе с квартирой он получает в придачу еще 82-летнюю Матильду и ее дочь Хлою.

Оказывается, еще 27 лет назад отец Матиаса купил эту квартиру на условиях пожизненной ренты: приобретая недвижимость по очень низкой цене, покупатель обязуется не вселяться туда до самой смерти хозяина, а также содержать продавца. Для Парижа такие сделки весьма актуальны, поскольку в столице Франции очень дорогое жилье.

Но данная ситуация – всего лишь начало. На обескураженного Матиаса одна за одной сваливаются семейные тайны. Он обнаруживает, что никогда не знал по-настоящему своего отца и даже не подозревал, какую жизнь он вел. Не менее сложно понять и принять эту женщину, которую отец передал ему в «наследство» – ведь она, как кажется Матиасу, и стала причиной всех его бед с самого рождения.

Даже к финалу, когда, казалось бы, все разрешилось благополучно и герои должны начать жить «долго и счастливо», спектакль не раскрывает своих загадок до конца. Какую форму обретет внезапно вспыхнувшая любовь между Матиасом и Хлоей: любовь мужчины и женщины или же ей придется превратиться в нежные отношения брата и сестры?

Спектакль смотрится на одном дыхании. Три актера занимают собой не только все пространство сцены, но и зрительный зал. Все три роли – главные. Для меня настоящим открытием стал Вячеслав Гардер – исполнитель роли Матиаса. Именно его игра и определила лейтмотив постановки – разрешение вечной проблемы отцов и детей.