Нелегальный автовокзал
На 31 заседании Воронежской областной Думы парламентарии региона внесли изменения в Закон Воронежской области «Об организации транспортного обслуживания населения Воронежской области автомобильным транспортом общего пользования».
В поправках речь идет о борьбе с перевозчиками-нелегалами, которые работают в режиме «заказного автобуса». Наиболее часто встречающийся тип нарушителя – владельцы «Газелей» и «Фордов», которые берутся обслуживать и свадьбы, и турпоездки, и просто проезд по популярному пригородному маршруту, но при этом не имеют лицензии «на перевозку от 8 и более человек».
Руководитель профильного комитета областной Думы Владимир Верзилин определил возможную долю «теневиков» в этом секторе в 25-30%, а ущерб для бюджета из-за неуплаченных налогов – в десятки миллионов рублей. Но, возможно, доля нарушителей существенно больше. Корреспондент «Берега» просмотрел 25 «верхних» объявлений о заказе автобуса на «Авито» – и среди множества достоинств своей услуги ни один перевозчик не упомянул о наличии лицензии. А ведь это все-таки какая-то гарантия безопасности перевозок!
Точнее, один ИПэшник похвалился своей лицензией, но срок ее действия закончился… ровно пять лет назад.
К тому же эти пираты дорог часто ухитряются, набрав пассажиров у автостанции, выехать с минутным опережением перед рейсовым автобусом и перехватить его пассажиров еще и на промежуточных пунктах. Мало чем такие перевозчики отличаются от гонщиков на городских маршрутах.
– Новой мерой, обозначенной в областном законе, становится серьезный штраф для нелегалов-заказников, – пояснил Владимир Верзилин. – Если проверяющие не увидят лицензии в комплекте его документов, то на первые три раза нарушителю грозит лишь предупреждение. В четвертый раз – это уже 300-тысячный штраф.
Сакральная цифра «три» фигурирует и в другой санкционной статье: если перевозки осуществляются с определенных площадок более трех раз в течение одного месяца без специального согласования, такому предпринимателю тоже грозит штраф.
В департаменте транспорта и автомобильных дорог Воронежской области «Берегу» сообщили, что ведомство как исполнитель новой нормы готовит собственный приказ и план действий. В частности, будут определены «места концентрации» нелегалов – территорий с радиусом 400-500 метров вокруг автовокзалов и крупных стоянок, которые будут мониторить с привлечением работников ГИБДД и Транснадзора.
Помогут ли решить проблему такие, мягко скажем, нежесткие меры? Лет пять назад вопрос тоже активно обсуждался на уровне профильных ведомств. Тогда, как и сейчас, по данным регдепартамента транспорта, нелегалы «оттягивали» на себя 20 процентов выручки автотранспортных предприятий, работающих на законных основаниях. И наказать нарушителей было трудно из-за долгой процедуры сбора доказательств. А сколько-нибудь серьезные меры к ним в Воронежской области в этом веке были применены только однажды: в одном из районов по решению суда был конфискован работавший нелегально «ПАЗ».