Газета,
которая объединяет

Май, труд, пироги!

Рубрика: Культура№29 (2201) от
Автор: Ольга Бренер

В отличие от 9 Мая первомайский праздник борьбы трудящихся за свои права давно утратил идейную подоплеку, но все равно остается любимым и долгожданным днем. Какова история праздника в Воронеже? Об этом «Берег» поговорил с исполнительным директором Института общественного мнения «Квалитас» Александром Романовичем и профессором ВГУ доктором политических наук Александрой Глуховой.

110 ЛЕТ НАЗАД

История первомайских событий в Воронеже началась с рабочего стачечного движения в 1905 году. В числе первых в стачках приняли участие профессиональные союзы металлистов, железнодорожников, полиграфистов, швейников и врачей.

Группой воронежских портных был даже организован «Союз иглы». Воронежцы требовали установления восьмичасового рабочего дня, повышения зарплаты, улучшения санитарно-гигиенических условий в мастерских. В мае 1907 воронежские полиграфисты провели месячную забастовку. Выпуск газеты «Воронежский телеграф» был сорван. В результате работодатели удовлетворили все требования полиграфистов.

40 ЛЕТ НАЗАД

По словам Александра Романовича, мощная идеологическая накачка не смогла помешать народной любви к Первомаю и в советское время.

– Даже демонстрацию воронежцы уютно обустроили под себя. А ведь с раннего утра приходилось долго ждать, пока сформируются все колонны. Многие шли на площадь Ленина с левого берега. Но все это было в радость, со смехом и флиртом. У кого-то в сумке непременно находилась бутылочка. Пластиковых стаканчиков не было, но как-то все это разливалось. Потом откуда-нибудь появлялась гармошка. И я хорошо помню, как в этот день в воронежских домах пеклись пироги и люди обязательно ходили друг к другу в гости, – рассказывает Александр Романович.

– Я родом из Касторенского района Курской области и помню, что для нас, школьников, вся прелесть первомайской демонстрации заключалась в том, что в Касторное на праздник привозили мороженое. Как же можно было не радоваться празднику и не идти на демонстрацию? – вспоминает Александра Глухова.

30 ЛЕТ НАЗАД

– В 1989 году на первые выборы в Верховный Совет СССР из Воронежа выдвинулись представители научной элиты ВГУ и политехнического института. Физфаковцы Виктор Давыдкин, Станислав Кадменский тогда ярко заявили о себе на всю страну. Так начался крах советского проекта по-воронежски: страна стала избавляться от идейных догм и стереотипов. 1 мая на трибуны по-прежнему ритуально выходили вожди, но люди все больше наслаждались весной, общением друг с другом, – анализирует Александра Глухова.

– А вот само праздничное шествие в годы перестройки стало сильно диссонировать с ухудшающимися условиями жизни. И у власти, как мне кажется, тогда появились опасения за этот праздник. Он мог стать площадкой для других настроений и шествий, – говорит ученый-политолог.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

– Непонятно, о какой солидарности теперь идет речь, вокруг чего и против кого сплачиваться? Олигархи будут объединяться с рабочими или врачами? В обществе настойчиво проталкиваются консервативные ценности, главный смысл которых заключается в том, чтобы объединить всех без разбору, так сказать, консолидировать общество на консервативной платформе.

В Воронеже с миссией отстаивать права трудящихся отлично справляется профсоюз работников народного образования под руководством Тамары Бирюковой. Этот профсоюз, в частности, смог наладить конструктивный диалог с областным правительством, доказав, что совместными усилиями можно решать самые разные проблемы, – говорит Александра Глухова.