Газета,
которая объединяет

Электронный «Сусанин»

Насколько хорошо в Воронеже работают онлайн-навигаторы
Рубрика: Социум№21 (2193) от
Автор: Александр Нечаев

С каждым годом автомобильных пробок становится все больше. И это не только воронежская проблема: урбанизация и изменение уклада общественной жизни «выгоняют» на улицы все больше и больше машин.

Чтобы как-то адаптироваться к этой сверхплотной автомобильной жизни, и были придуманы онлайн-навигаторы с показом пробок и возможностью построения оптимального маршрута. Насколько хорошо они работают в Воронеже, проверил корреспондент «Берега».

Полноценную навигацию может обеспечить почти любой смартфон. С развитием сотовых технологий, когда в телефонах «прописался» интернет, навигаторы научились не просто строить маршрут, но и делать это с учетом дорожной обстановки, получая актуальную информацию с сервера.

Обмен двухсторонний – программа не просто сообщает, на каких магистралях сейчас все плохо, а на каких движение относительно свободно, но и замеряет скорость и местоположение самого абонента. Эти данные потом попадают в общую копилку. Так что вывод очевидный: чем больше пользователей, тем корректнее показываются пробки. Многие водители уже пользуются тем или иным сервисом, осталось только выбрать, какой лучше.

БЕСПЛАТНО И ЗА ДЕНЬГИ

Онлайн-навигаторы можно условно разделить на две группы – «исконные» интернет-ресурсы и традиционные навигаторы, которые научились работать с пробками. Для сравнения из первой группы мы взяли навигаторы «Яндекса» и «Гугла», из второй – «Навител» и «СитиГид». У них немного разный подход. Для работы «Яндекса» и «Гугла» нужен интернет. Без связи с Сетью они не просто не покажут пробки, но и маршрут не смогут построить, тогда как «Навител» и «СитиГид» просто маршрут предложат и без интернета, зато при подключении к Сети начинают показывать пробки.

Казалось бы, второй вариант универсальнее, но рынок захватывают навигаторы первой группы, а все потому, что они бесплатные. Скачал из интернета и пользуйся на здоровье, тогда как и для «Навитела», и для «СитиГида» нужно покупать карты. Цены начинаются от 600 рублей и зависят от того, сколько регионов и стран тебе нужно.

КРАСНАЯ СТРЕЛА

Корреспондент «Берега» протестировал все четыре навигатора на улицах Воронежа. Предупреждаем сразу, что все наши оценки носят субъективный характер и не претендуют на истину в последней инстанции. Оказалось, что, несмотря на наличие одинаковой функции построения маршрута с учетом пробок, все программы делают это по-разному.

«Яндекс» – любитель идти простым путем. Он часто предлагает самые очевидные, но и самые «пробочные» маршруты. Чтобы эта программа начала «креативить» и искать пути объезда, затор должен быть очень серьезным. Но для Воронежа это не всегда недостаток – с учетом отсутствия у нас полноценных дорог-дублеров любой объезд в нашем городе увеличивает расстояние в пути, и не факт, что это поможет. Кроме того, пришлось заподозрить «Яндекс» в излишнем оптимизме. Зачастую программа показывает «зеленые» улицы там, где пробка в самом разгаре.

«Гугл» охотнее выбирает пути объезда, хотя голову в этом вопросе не теряет и старается найти самый быстрый путь с учетом всех параметров. По сравнению с «Яндексом» у «Гугла» больше фантазии в построении маршрута. Нужно в час пик попасть от цирка к областной больнице? «Яндекс» обычно предлагает Московский проспект, проспект Революции и объезд по окружной, «Гугл» еще рассчитает вариант поездки по набережной и через СХИ. Объективнее «Гугл» показывает и загруженность. Уж если улица закрашена зеленым – значит движение там почти наверняка свободное.

Казалось бы, платные программы должны работать лучше бесплатных, но в данном тесте это оказалось не так – и «Навител», и «СитиГид» по качеству построения маршрута субъективно уступают интернет-навигаторам. Первый – слишком большой паникер. Чуть заметив пробку, он уже предлагает ехать в объезд, притом что пробка может быть небольшой, а объезд – сильно увеличить расстояние. «СитиГид» мелких пробок не боится и в режиме крупных заторов начинает вести «огородами» – иногда в прямом смысле этого слова. Считаю, что неплохо ориентируюсь в городе, но после нескольких поездок с «СитиГид» узнал несколько новых улиц. И при умеренных заторах езда по закоулкам время в пути обычно не уменьшает.

СПРОВОЦИРОВАТЬ НА НАРУШЕНИЕ

Нельзя не отметить: у каждого из навигаторов есть определенные «косяки» по части знания организации движения в Воронеже. Самые популярные – разворот в месте вливания улицы Свободы в улицу 9 Января, поворот налево с ул. 60 лет ВЛКСМ, проезд по ул. Целинная к «Работнице», разворот на пересечении ул. Димитрова и Волгоградской. Все эти маневры запрещены, а навигаторы мало того что предлагали нарушить ПДД, так еще и маршрут строили с их учетом.

Выяснились еще некоторые «косяки». «Гугл» почему-то выдал, что есть дорога с ул. 9 Января в Северный микрорайон мимо 98-й школы, хотя ее давно перекрыли. «СитиГид» посчитал, что по улице Максима Горького можно проехать транзитом, хотя в верхней ее части она такая узкая, что машина там не пройдет. У «Яндекса» нарисована дорога от ул. Машиностроителей к Ясному проезду через промзону, хотя в реальности там проехать нельзя. И еще много всяких «мелочей».

Скидку на погоду навигаторы делать тоже не умеют. Сразу несколько программ предложили в пик снегопадов подняться вверх по улице Ремесленная Гора. Летом такой маршрут возможен, но зимой проехать по обледенелой улице в очень крутой подъем можно только на крутом внедорожнике.

ЧТО В ИТОГЕ

«Гугл» показался нам самым адекватным с точки зрения построения маршрута, но сама программа блеклая. «Яндекс» слишком очевидный, зато он очень приветлив к пользователям – и дизайн у него симпатичнее, и информации во время поездки показывает больше. Традиционными навигаторами с онлайн-режимом тоже можно пользоваться, но особых преимуществ у них нет, а кроме того, они платные, что совершенно неконкурентоспособно на фоне «Яндекса» и «Гугла».

В целом тестирование онлайн-навигаторов в Воронеже показало, что пользоваться ими можно и нужно. Они хорошо помогают учитывать нестандартные ситуации – типа внезапного ДТП или отключения светофоров – и могут уберечь от попадания в затор в режиме средней загрузки дорог. В час пик от них тоже может быть польза, особенно если вы движетесь нестандартным для себя маршрутом и не знаете пробочный «фарватер». Но, пускаясь в объезд незнакомым маршрутом, нужно быть внимательным, чтобы ненароком не нарушить ПДД или не застрять. Каким бы навигатором вы ни пользовались, включать голову и критически анализировать предложения электронного разума в любом случае будет полезным.