Газета,
которая объединяет

Шашечки или ехать

Рубрика: Колумнистика№19 (2191) от
Автор: Ольга Бренер

Ровно 111 лет назад, 22 марта, на улицах Лондона появились первые такси: автомобили, оснащенные специальными счетчиками, – таксиметрами. Воронеж до революции тоже не слишком отставал от Лондона.

В 1912 году наши извозчики на автомобилях стали теснить с биржи на Староконной площади своих коллег на лошадях. А потом случилась революция, и такси как буржуазный пережиток исчезли с воронежских улиц аж до 60-х годов. Именно первые «Волги» 60-х, уже помеченные шашечками, стали далеким прообразом современного воронежского такси.

Но дело тут не во времени. Не за минувшие 58 лет, а лишь в XXI веке воронежское такси претерпело принципиальные и опасные изменения. Это тема отдельного исследования, которым однажды дружно займутся все: журналисты, силовики, налоговики, чиновники. Работать в воронежском такси теперь может любой человек с личным транспортом. Надо лишь за 100 руб. в день зарегистрироваться в специальной единой онлайн-программе, а затем, исходя из своего местоположения в данный момент, забирать себе заказы от клиентов, ожидающих где-то рядом. С учетом желающих заработать таким образом, ежедневные обороты и доходы у владельцев онлайн-сервисов огромны. При этом, разумеется, нет ни своей ремонтно-технической базы, ни ответственности за физическое состояние «таксиста» и его машины, за опыт вождения и знание города.

Прошлой осенью мне нужно было стоять в шесть утра у регистрационной стойки в аэропорту. Такси, заказанное еще днем накануне, в 4.30 вдруг не приехало. «На ваш заказ идет подбор машины», – то и дело говорил мне автоответчик. Машина приехала через час. «Мне только что дали ваш заказ, и я сразу здесь!» – водитель тоже был удивлен вполне искренне. К рейсу мы успели чудом. Потом, конечно, я поняла, что случилось не самое худшее, что могло произойти в нынешней системе частного извоза. И на риторический вопрос: «Вам шашечки или ехать?» – в нашем городе я бы теперь предпочла ответить: «шашечки». То есть сначала – надежность фирмы и гарантия безопасности.

Но этого в Воронеже почти не осталось.