Газета,
которая объединяет

Не все коту творог

Видел позавчера в магазине на Клинической 200-граммовую пачку творога за 80 руб. В пересчете на кило – 400 руб. Почему, думаю, так дорого? Ну, хороший 9-процентный творог, который статистика тоже считает сыром, но ведь это не Тет де Муан!

В общем, в тот день я немного подпортил статистику от «Молочного союза», согласно которой продажи творога за год и так упали на 5%. Я бы еще подпортил и статистику по кефиру (минус 8,4%), но доктор не велел.
Молочка за год выросла в цене на 10,4%, говорят отраслевые эксперты. Как такой рост вообще мог произойти при стагнации доходов населения? А это мне популярно объяснили на семинаре молочников в Воронеже: мол, поскольку продажи упали, производители поддерживают рентабельность за счет цены. Как нынче принято говорить, цену тупо поднимают – и все дела.

А как же конкуренция, спрашиваю. Все реальные конкуренты – под санкциями, говорят «семинаристы». И чем дольше длятся санкции, тем больше нарастает наше отставание в эффективности производства. Стоимость молока в Германии уже в полтора раза ниже, чем в России. И это при том, что у нас компенсация капзатрат производителям сырья в 2017 году выросла с 20 до 30%, а льготные кредиты упали в ставке до 5%.

Господдержка производителей сырья привела к неожиданному эффекту: надои стали по-советски приписывать, чтобы получить больше субсидий? В итоге по статистике надои растут, а молока все равно не хватает. И готовой продукции – примерно 25%. И это хорошая база, чтобы повышать цены почти произвольно.

«Мы увидели, что завтра не придет европейский производитель с более низкой ценой, и поняли, что можно строить долгосрочные планы, что надо инвестировать в собственное производство», – цитирует «Интерфакс» слова крупного производителя российских сыров.

Понимаете: предприниматели делают ставку на санкции – читай, на подавление конкуренции – как на фундаментальный фактор коммерческого успеха!

Не нужен никакой ценовой сговор, если лидеры профессионального сообщества живут такой логикой и не стесняются ее.