Газета,
которая объединяет

Новый год по-старому

Откуда пошла традиция встречать этот праздник и какие метаморфозы с ним приключались

Многим людям кажется, что все, что их окружает, было всегда. Но это только кажется. Меняются времена, реалии, традиции и жизненный уклад. Неизменными остаются только желание праздника, вера в добро и надежда на чудо.

И перемены всегда наступали, несмотря на «заморозки». Новый год и Рождество – праздники, создающие атмосферу безмятежного счастья и ожидания чуда. Мы все настраиваемся на перемены к лучшему, новые впечатления, радостные события. Так что во всех смыслах – для детей, для взрослых – Новый год был и будет всегда. Только отмечался он по-разному.

Петровский Новый год

Традиция праздника берет начало от Петра Великого. И Воронеж имеет к этому прямое отношение. Построив здесь первую военно-морскую эскадру и взяв Азов, Петр на следующий год отправился в Европу – заявлять после успеха о претензиях России на выход к морям, знакомиться с технологиями и тамошней жизнью.

По возвращении привез в Россию «привычку» встречать Новый год. 27-летний царь по примеру европейцев издал указ о праздновании Нового года с 1 января. До XV века Новый год на Руси встречали 1 марта, по юлианскому календарю, а позднее – 1 сентября (подведением итогов урожая).

Воронеж тогда являлся «второй столицей» (закладывать Петербург Петр отправился отсюда весной 1703 г.), центром судостроения, здесь находились первая в истории военно-морская база, первое адмиралтейство, царский дворец и дома «первых лиц» – Меншикова, Апраксина и других. Здесь разместились иностранные мастера из Европы. Так что Новый год в Воронеже начали отмечать одними из первых в России.

Новогодние традиции

От Петра пошла традиция украшать новогоднюю елку: «…По большим и проезжим улицам знатным людям… учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… А людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…»

Со времен Петра становятся традиционными «огненные потехи» и многодневное веселье: «Да генваря ж в 1 день, в знак веселия… когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам… учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы».

Надо заметить, что ранее в эти дни отмечались Святки. Гулянье, костры, катания на санях, хороводы, гадания. Так народные традиции переплелись с привнесенными Петром нововведениями. После смерти неуемного императора «светский праздник» уступил место Рождеству и рождественским традициям.

Как елку почти потеряли

А вот в начале XX века и на рождественскую ель пошли гонения. С началом Первой мировой активизировались ура-патриоты. В печати стали выступать и против «немецкого обычая» рождественской елки – «непатриотично».

Первое советское руководство, из интеллигентов и бывших дворян, к елке отнеслись лояльно. Вспомним участие Владимира Ленина в рождественской елке в январе 1919 года. Эти факты в 60-е и 70-е годы стали хрестоматийными и как бы благословляли советский обычай устраивать зимние детские праздники.

Но в начале 1930-х, напротив, активно внедрялись лозунги типа «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!».

В 1935-м, однако, праздник вернули детям: «Новогодняя елка должна быть праздником счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина о детях». Впрочем, для взрослых 1 января оставался рабочим днем вплоть до 1947 года…