Газета,
которая объединяет

Без вины виноватые

В Воронеже работает необычная мемориально-художественная выставка
Рубрика: Культура№93 (2168) от 15 / 12 / 2017
Автор: Анна Жидких

Единственное материальное наследие второго фестиваля поэтического искусства МАНДЕЛЬШТАМ­ФЕСТ – «Библиотека убитых поэтов». Фестиваль в течение трех декабрьских дней активно обживал площадку Камерного театра, представляя фестивальному зрителю спектакли, концерты, лекции, поэтические вечера.

В череде событий программы форума значилась также выставка питерского художника Григория Кацнельсона, развернутая в арт-галерее театра; ее-то я «наследием» и назвала, опираясь на тот факт, что проработает «Библиотека…» до конца нынешнего года и, значит, ждать своего зрителя будет еще пару недель.

Близкие и неизвестные

Осип Мандельштам и Юрий Юркун, Даниил Хармс и Владимир Нарбут, Николай Гумилев и Николай Пунин, Александр Введенский и Николай Олейников… Многоточие здесь – неизбежное: экспозиция «Библиотеки убитых поэтов» объединила портреты жертв советского режима, коих по факту много больше, чем представлено на выставке. Просто нельзя объять необъятное.

– Поэтов, над портретами которых планировал работать, я отбирал по субъективному принципу, – пояснил автор проекта Григорий Кацнельсон. – В первую очередь писал тех, которые мне ближе. Но ради того, чтобы зритель смог составить впечатление о литераторах не только первого ряда, добавил совсем неизвестных – таких как поэт из Казахстана Магжан Джумабаев, переводчик Юлиан Щуцкий.

Портреты «убитых», каждый из которых соответствует той или иной букве русского алфавита, оформлены отчасти театрально – размещены в непрезентабельных деревянных ящиках-близнецах с открывающимися дверцами. За этими безликими ячейками, зловещими «заслонками» – судьбы поэтов и граждан. Которых – без вины, как правило, виноватых – закрыли раз и навсегда.

Победы чудаков

Аллюзии просятся тут многочисленные, но самую актуальную озвучил на открытии выставки худрук Камерного Михаил Бычков, напомнивший о ситуации с режиссером Кириллом Серебренниковым и его соратниками; ключевая тема фестиваля – «поэт и государство» – раскрывается при помощи «библиотечной» коллизии сполна. И остается только надеяться, что, по заключению Бычкова, «к трагическим и кровавым страницам взаимоотношений государства и художника мы все-таки не вернемся».

Григорий Кацнельсон сделал свою «Библиотеку убитых поэтов» в 2015-м – прицельно для экспонирования в питерском Доме-музее Анны Ахматовой. Но со временем выставка превратилась в передвижную: Воронеж – третий город, ее принявший. Интересно, что кочует «Библиотека», постоянно прирастая новыми экспонатами, отсылающими к местным реалиям: воронежская, в частности, экспозиция дополнена пейзажами здешних мандельштамовских мест. Что же до концепции проекта – она, при всех прочих, неизменна.

– Основная идея выставки в том, что чудаки и волшебники способны победить злое и рассерженное государство, – подчеркнул ее автор. – Изначально они могут проиграть ему – и их уничтожат. Но в дальнейшем эти люди возвращаются к нам, остаются с нами, помогают нам жить.