Газета,
которая объединяет

Услышали «Флейту»

Театр оперы и балета показал оперу Моцарта
Рубрика: от
Автор:

Наконец-то она прозвучала – «Волшебная флейта» Моцарта, премьеру которой откладывали годами. Вынашивался спектакль, стало быть, долго. И, судя по конечному результату, мучительно.

Художником-постановщиком выступил известный в театральных кругах человек – заслуженный художник РФ Евгений Иванов, проживающий в Германии. Режиссер-постановщик – воронежец, заслуженный деятель искусств РФ Александр Зыков. Останавливаюсь на этих двух персоналиях, не очень понимая: кому из них конкретно принадлежит концептуальное решение спектакля? Странное, мягко говоря: столько сумбура и суеты классическое произведение не может содержать по определению. Тем более, Моцарт взят не ранний: «Волшебная флейта» – последняя опера композитора.

Зрелище на роликах

Нет сомнений: работа выполнена громадная. И постановочных придумок вроде бы много. Но они, не увязанные в единое целое, не позволили мне, как зрителю, вынести ничего со спектакля: он весь – форма без содержания. Море мельтешащих красок, череда телодвижений, не оправданных с точки зрения смысла… Хотя, конечно, великая музыка Моцарта в исполнении оркестра под управлением музыкального руководителя спектакля, заслуженного деятеля искусств РФ Юрия Анисичкина – содержание сама по себе. И все-таки на сцену выходят не музыканты и даже не певцы – актеры! Которые должны точно знать, что за нагрузка (драматическая) ложится на воплощаемый каждым из них образ. Как раз с этим – большие сложности…

Спектакль, которому больше подходит определение «зрелище», неуемно эклектичен. В постановке, кроме представителей театральной труппы, задействованы артисты ансамбля «Метелица». Они выезжают на сцену на роликах (которые издают звуки, способные сделать Моцарта какофоничным), символизирующих «ангельский» по ней пролет. Вроде и ничего, если бы на тех же роликах (колесиках) позже не «выезжал» на публику… крокодил. Для чего? А для того, чтобы из его пасти эффектно материализовалась Памина – одна из главных героинь действа.

Звери и люди

Кроме крокодила, к зрителю несколько раз за спектакль выходит целый зверинец. И если первое его появление на публике можно как-то оправдать (как бы парад-алле дан – перед тем, как разворачиваться событиям), то последующие посещения сцены животными объяснить трудно. Выдвинулись строем из одной кулисы, потоптались на месте – и удалились во вторую. Зачем?..
Цирковая терминология проклюнулась не случайно; «Волшебная флейта» в нашем варианте – скорее цирк, чем опера. Или – ревю. А, может, аляповатое шоу. Наверное, современные театральные тенденции позволяют корректировать классику подобным образом, но чистоту жанра и при том никто не отменял. А тут – «смешались в кучу кони, люди»...

Особенно обидно за такой исход потому, что с основными вокальными партиями исполнители справились. Но – именно с вокальными. Так, Дмитрий Башкиров (принц Тамино) пел чисто и красиво, но то, что он – принц, должный партнерствовать с прочими персонажами, вроде как не догадывался. Сложно ждать полноценной актерской работы и от Людмилы Солод, успешно освоившей сложную партию Царицы Ночи. Вокалистку водрузили на солидную высоту, на которой и предлагается проявить артистическое мастерство. А вот Игорь Горностаев (птицелов Папагено), который, похоже, умеет самостоятельно ориентироваться в материале, и пел качественно, и играл так же. Понравилась и Марина Быковская (Памина); у внутренне и внешне пластичной актрисы – хорошее чувство пространства и умение обыграть нюансы сценической физики.