Газета,
которая объединяет

С дудочкой в руке

В Воронеже работает юбилейная выставка Александра Ворошилина
Рубрика: Культура№84 (2159) от
Автор: Анна Жидких

Этот художник выходит на широкую публику с похвальной стабильностью, так что фактор внезапности касаемо его новой выставки исключался априори: ниже той планки, которую однажды, хотя и далеко не вдруг поднял на «свою высоту» Александр Ворошилин, он не опустится никогда. И очередной, юбилейный показ его работ – прямое тому доказательство: в зале на Пушкинской на днях открылась персональная выставка живописи Александра Ворошилина, приуроченная к 60-летию мастера.

Неизменно изыскан

Живопись в юбилейной экспозиции – выбор автора, но никак не единственная точка приложения его творческих сил и умений. Насыщенная профессиональная деятельность Ворошилина многообразна, и с тем же успехом знаменательную биографическую веху могла сопровождать демонстрация горячих эмалей на меди или работ в техниках тиффани и фьюзинг. И всюду – узнаваемый авторский почерк, фамильная манера создания произведения, фантазийная и неординарная.

Добрый ангел с легкой дудочкой в руке, магнетические краски ночного Парижа, натюрморт, собравший в теплую «компанию» посудный антиквариат, романтичные дамы в немыслимых головных уборах, философски нагруженные работы православной тематики… В плане тем и сюжетов художник многовариантен, но – неизменно изыскан в исполнении: Ворошилин и стиль – явно близнецы-братья.

Гости вернисажа отметили его представительность – и это действительно так. Александр Александрович выстраивает экспозицию с особым тщанием, осваивает выставочное пространство с особой грацией – и здесь для него мелочей не бывает. Как, впрочем, и при создании отдельно взятой вещи. Каждый образ выверен и взвешен, продумывается до микроскопического штришка, до мизерного цветового (оттеночного) пятнышка, благодаря чему и убеждает зрителя художник в существовании того удивительного мира, который рождается и живет в его сознании и душе. По словам коллеги, воронежского дизайнера Евгения Барсукова, уровень художественного постижения мира в «сочинениях» Александра Ворошилина не может не восхищать.

Эксперименты с деформациями

Трудно не восхищаться и тем фактом, что теперь уже шестидесятилетний Ворошилин – из числа неуспокоенных, ищущих художников. Творит, выдумывает, пробует; его, безусловно, влекут эксперименты. К примеру, разного рода деформации, включая композиционные – это заметно практически в каждом изображении. Неслучайно работы нашего автора всегда активны, отчасти даже провокативны: он исподволь – вторым планом – стремится растормошить, растолкать зрителя. Спровоцировать его на реакцию: художник определенно предпочитает диалог монологу. И верит в виртуального собеседника, то бишь зрителя, предполагает в нем родственную душу. Что редкость для мастера такого плана: авторы ассоциативных работ – в основном чистой воды индивидуалисты. Спокойно, а то и с гордостью признающиеся в том, что в зрительском понимании не нуждаются: не каждому, дескать, дано дорасти до их уровня. А вот Ворошилина в снобизме не уличишь, его искусство уважительно к человеку как таковому. Если, конечно, тот не примитивен до неприличия…

Отмечу и позитив творчества Александра Александровича. Нет в нем и намека на псевдорусскую унылую кротость: экспрессией произведения бурлят всегда. Даже духовной направленности, которую живописцы обычно разрабатывают с понятной осторожностью – в смысле эмоций (у иного художника им недолго и в страсти перерасти).

В окружении прекрасных дам

Не замолчишь и того отрадного обстоятельства, что вся семья Ворошилиных – коллеги и единомышленники. Супруга Ирина и дочь Анна – также архитекторы и художники. Столь же активные и деятельные, буквально живущие творчеством. Хорошо известные в городе и за его пределами; когда случаются семейные выставки «на троих» – наглядно проявляются похожесть и отличия каждого из троицы. Очевидно и то, что роднит этих талантливых людей не только кровь, но и мироощущение: и Ирина, и Анна тоже необыкновенно позитивны, одержимы творческим поиском, выразительны и изобретательны в работах. А фантазии, может, даже больше проявляют, чем глава семейства: если Александр делится неспешной, основательной глубиной чувствования, то его прекрасные дамы по-женски эмоциональны, особенно старшая. Что замечательно.

Профессор Бронислав Табачников, выступивший на Пушкинской в числе прочих высоких гостей, назвал ворошилинские узы неразрывными, позволяющими людям взаимообогащать друг друга. И обратил внимание аудитории на чуткость этой четы к постоянно меняющемуся ритму жизни, на уровень осмысления уникальными Ворошилиными сегодняшней действительности, тоже отчасти уникальной: в наши окаянные дни уметь отделять зерна от плевел, сиюминутное от вечного – дар Божий, не иначе.

…Наблюдая блистательного Александра Ворошилина в окружении родных, близких, поклонников творчества, хотелось «подредактировать» крылатую фразу из оскароносного советского фильма – «в 60 лет жизнь только начинается». Вот и на любимый журналистский вопрос «что дальше?» Александр отвечает философски: как Бог даст…

– Надо работать и работать, а что получится – трудно сказать. Главное – желание есть, так что будем надеяться на лучшее.