Газета,
которая объединяет

«Особенные» за партой

О равном праве на школьное образование – при неравных возможностях
Рубрика: Социум№74 (2149) от
Автор: Ирина Лазарева

Прошел ровно год с тех пор, как начал действовать новый федеральный стандарт – в школах России введено инклюзивное образование. Согласно законодательству дети с ограниченными возможностями здоровья теперь могут проходить обучение в общеобразовательных школах наравне со здоровыми сверстниками в соответствии с рекомендациями психолого-медико-психологической комиссии.

В этом материале – о том, как инклюзивное образование внедряется в Воронеже, все ли учебные заведения реально принимают детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и что по поводу такого «соседства» думают родители здоровых детей.

Первоклашка Ариша

У шестилетней Ариши сложная форма ДЦП. Она с трудом держит ручку и почти не передвигается самостоятельно. Но девочка обучается в обычной общеобразовательной школе №67 – педагоги, которые приняли Аришу в первый класс, говорят, что у нее не нарушен интеллект и девочка не отстает от своих сверстников.

– Ей очень нравится учиться. мы приходим из школы, а она говорит: «Мама, давай уроки сразу сделаем, чтобы я знала, что все готово, и была спокойна, – рассказывает мама первоклассницы Любовь Сизых. – Ей так нравится общаться со сверстниками, быть в коллективе, что она иногда просыпается ночью в тревоге: вдруг школу проспала?

О своей дочурке и ее школьных буднях Любовь Сизых рассказывает с улыбкой, потому что ее ребенок сейчас абсолютно счастлив.

Вместе с тем проблем с организацией обучения детей с ОВЗ достаточно.

– Ариша, например, хочет выходить на перемене в коридор, чтобы контактировать со сверстниками, посещать столовую. Но без посторонней помощи она это делать не может. Хотя и старается не пользоваться коляской в школе, но, чтобы отвезти девочку на обед, ее все равно надо пересаживать. Наши учителя-мужчины это знают и приходят на переменах, чтобы ей помочь, но они не могут быть рядом постоянно. За ребенком должен быть закреплен специальный работник – ассистент, – отмечает директор учреждения Галина Тягунова. – Сейчас с Аришей на уроках находится наш школьный психолог, который помогает ей. А в следующем году мы ждем еще одного особенного ребенка, он уже приходит с мамой к нам на подготовку. Ему тоже нужна будет помощь: тьютора или ассистента в зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Вопрос о внесении изменений в штатное расписание школы будет решен в январе 2018 года.

Кадровая обеспеченность

По словам руководителя городского управления образования и молодежной политики Любови Кулаковой, кадровая и материально-техническая оснащенность общеобразовательных учреждений – одна из самых важных проблем, которые поставил перед школами новый образовательный стандарт.

– Год от года мы переоборудуем школы для обучения детей с различными нозологиями. Это расширение дверных проемов, установка пандусов, где необходимо – лифтов, обустройство туалетов под детей-колясочников. Нужно сказать, что это небыстрая работа, и мы решаем вопросы в рамках существующего финансирования, – отмечает Кулакова.

К слову, реконструкция ожидает лишь те школы, которые были построены до 2015 года. А новые общеобразовательные учреждения возводят уже по новым стандартам. Кстати, до конца года в Воронеже на ул.Шишкова откроют школу на 1224 ученика, которая тоже будет принимать особенных детей.

– Сегодня у нас нет понятия «необучаемый ребенок». Все дети обучаемы, хотя раньше некоторым ставили такой «диагноз» и дети не получали никакого образования. Теперь эту норму убрали и все дети подлежат обучению, но по разным программам, – продолжает Любовь Анатольевна. – Родители особенного ребенка могут обратиться в любую реально адаптированную для такого обучения школу.

Особенности работы

Конечно, работать с особенными детьми – гораздо сложнее, чем с обычными. Ребенок-инвалид требует большего внимания и ответственности, при этом общение с ним не должно быть чрезмерным, чтобы другие дети не чувствовали себя обделенными. Сейчас педагогов этому обучают на курсах повышения квалификации.

–– Где заниматься – в школе или на дому, выбирают родители на основании медицинского заключения. Но особенным детям крайне важна адаптация и социализация. Федеральный стандарт для детей с ОВЗ – своевременное решение. Это хорошо не только для детей с ОВЗ, но и абсолютно здоровых – ребята вырастают добрыми, у них воспитывается чувство взаимовыручки, – уверена замдиректора по УВР общеобразовательной школы №67 Лариса Сербенюк.

Правда, пока инклюзивное образование получают только 173 воронежских школьника с ОВЗ, которые обучаются в 52 городских школах. Хотя потребности у нас однозначно больше. По разным причинам дети не посещают общеобразовательные учреждения, а занимаются на дому или учатся в специализированных классах.