Газета,
которая объединяет

Какая низость?

Воронежские предприниматели и чиновники обсудили проблемы «мертвого сезона»

Тему круглого стола, организованного департаментом предприни-мательства и торговли Воронежской области, в общем-то, навеяла погода. Лето в Воронеже считается «низким сезоном» для большинства видов бизнеса: продажи падают, люди уезжают из города на курорты, в сфере моды наступает межсезонье. Выгадывают разве что продавцы прохладительных напитков, мороженого да арендаторы платных пляжей. Но в этом году и они пока в пролете! И даже в расцветших воронежских парках отмечается резкое снижение посещаемости – по сравнению с прошлогодними наблюдениями. Все это, не будем забывать, – на фоне общей стагнации экономики.

На удивление, представители воронежского бизнеса, собравшиеся в Доме журналистов, не увидели в такой ситуации форс-мажора: мы, мол, люди привычные, переживали всякие «низости», переживем и эту. Но попутно поделились интересными, порой неожиданными суждениями и наблюдениями.

Ремонтом – по кризису

Сезонность у каждого бизнеса – своя. Это быстро выяснили представители разных видов предпринимательства. Игорь Тюркин, руководитель частной медицинской компании «Новые медицинские технологии», уверил коллег, что в его организации продажи в июле выросли на 7%. И в прошлом году были в плюсе, и в позапрошлом. И причина тому – инвазия, то есть атака паразитов, пик которой приходится именно на июль. А вот в сентябре неизбежно наступает спад – людям лечиться некогда.

Но «низкий сезон», уверил предприниматель, не такое уж плохое время. Можно подумать над новыми продуктами, сделать аналитику.

– Мы на смене сезонов всегда затеваем ремонт, – подсказала учредитель сети модных магазинов Светлана Новикова.

– Август – единственный месяц, когда мы можем отправиться в отпуск, – добавил директор «Экспо Ивент Холла» Игорь Астапов.

– А наш ресурс вообще неисчерпаем, – безмятежно улыбнулась руководитель косметологической фирмы Юлия Ююкина. – Старость еще никто не смог победить.

Бизнес-миссия до Сахалина доведет

Директор Центра поддержки предпринимательства Воронежской области Константин Корнев предложил еще одно достойное занятие для «низкого сезона»: учиться, учиться и учиться. Недавно созданный Центр бесплатно для предпринимателей (за все платит Минэкономразвития) организует выставки, семинары, консультации. Мало кто знает о новых возможностях, и даже узнав, не каждый верит.

– Приглашаю предпринимателей на выставку в Сочи, а они – «да это развод какой-то», – качает головой Константин Корнев.

Но он зовет людей и в совсем уж далекие края. В начале августа группа воронежских бизнесменов отправится в бизнес-миссию на Сахалин, чтобы установить прямые контакты с коллегами на острове. Как правило, рыбу в Воронеж с Дальнего Востока везут через посредников, и прямые договоры могут удешевить продукцию, пояснил Корнев. В свою очередь сахалинцы заинтересованы в воронежской плодоовощной продукции. На очереди – бизнес-миссии в Кострому, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону.

Власть поможет фестивалем

– В этом сезоне мы столкнулись с неожиданной проблемой, – сказала руководитель городского управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Людмила Бородина. – Успешно отторговали места для реализации кваса, а потом пошли обращения от продавцов: «верните деньги, никакой торговли нет!» Но эти деньги уже в бюджете, вернуть их невозможно. Мы стараемся компенсировать убытки сезонного бизнеса, предоставляя возможность продавать и другие товары.

Власть может и даже обязана серьезно помочь предпринимательству в «низкий сезон», стимулируя деловой и культурный туризм, сказала Людмила Бородина. И поделилась «мечтой»: сформировать событийный календарь подобно существующему в Москве. Там в календаре – 17 фестивалей, и каждый идет по нескольку недель и даже месяцев. Возможно, отсчет воронежского событийного календаря начнется с большой новогодней ярмарки на проспекте Революции.

Вынуждены это делать

– А суперскидками вы пользуетесь – как инструментом для «низкого сезона»? – спросил модератор, и настроение у диспутантов заметно упало.

– Как можно объявлять о скидках в 70%? – изумился Владимир Лисовский (салон «Мебель Италии»). – Я же разорюсь моментально.

– Сначала нечестные надбавки, потом – нечестная скидка, – напомнила незатейливую схему Светлана Новикова. – Но, к сожалению, это работает. И люди пойдут не туда, где стоят честные «минус 10%», а туда, где бессовестные «минус 70%». И в трудные времена многие прибегают к таким трюкам. Извести такой обман невозможно, пока не сформируется более высокая покупательская культура.