Газета,
которая объединяет

К нам приехал «Ревизор»

Воронежцев пригласили на творческую кухню Всеволода Мейерхольда
Рубрика: Культура№41 (2116) от
Автор: Анна Жидких

То, что выставка «Мейерхольд и художники. Пространство игры», развернутая в зале на Кирова в рамках Платоновского фестиваля, окажется одним из центральных пунктов визуальной программы форума, было очевидно еще до его открытия. И ожидания заинтересованного зрителя оправдались целиком и полностью: в Воронеж приехала своего рода творческая кухня великого режиссера-реформатора XX века – богатая и «ароматная».

По законам сценографии

Платоновский фестиваль – не единственный организатор выставки; в «соавторах» тут – Театральный музей им.А.А. Бахрушина (Москва), один из крупнейших российских музеев и постоянный, начиная с 2014 года, партнер Платоновфеста. Куратором выступила искусствовед Наталья Макерова – заведующая музеем-квартирой Всеволода Мейерхольда. Подход, таким образом, к обустройству экспозиции – самый серьезный, отсюда и результат. Обеспеченный, кроме всего прочего, стильным оформлением зала: «пространство игры» организовано именно как пространство – на театральный манер.

«Крупные планы» (включая портреты мастера и его коллег) и прочие выигрышные приемы сценографического контекста результативно работают на усвоение материала.

Эскизы декораций легендарных спектаклей и реконструкций костюмов, сами костюмы (оригинальные, в полный рост), макеты, фотографии, чертежи… Мало сказать – раритеты; нам без преувеличения показывают настоящие сокровища из фондов Бахрушинского музея и Музея русского театра, существующего при питерской Александринке.

Слайд-шоу в помощь

Экспонаты можно рассматривать не только в прикладном значении, исключительно как иллюстрации к творчеству Мейерхольда, но и как самодостаточные произведения искусства. Имена авторов говорят сами за себя: Судейкин, Сапунов, Головин, Лавинский, Кукрыниксы… И все-таки главная цель показа – обозначить проблему воздействия сценического пространства на способ актерского существования в спектакле. Понятно, что воздействие это – фактор из разряда первостепенных, и повышенное внимание к нему Мейерхольда – закономерно.

– На протяжении своего творческого пути Мейерхольд сотрудничал со многими художниками, оказавшими влияние на стилистические особенности спектаклей Мастера, – отмечает Наталья Макерова. – Экспонаты выставки сгруппированы по разделам, отражающим процесс развития уникального режиссерского метода Мейерхольда.

«Прочитать» постулаты этого метода предложено по видеоряду знаменитых спектаклей Всеволода Эмильевича – «Ревизор», «Балаганчик», «Смерть Тарелкина», «Горе уму», «Дама с камелиями» и других. Ощутимо облегчает такое «чтение» наличие экранов-фоторамок, установленных в зале и демонстрирующих этапные постановки в виде слайд-шоу: прием как бы оживляет то самое «пространство игры», которая наблюдается здесь и сейчас – непосредственно на зрительских глазах. Эффектно, наглядно, убедительно – что, собственно, и требуется.