Мал золотник, да дорог
Малый и средний бизнес (МСП) обеспечивает стабилизацию экономики даже в непростые времена, поэтому в последние годы поддержка МСП становится приоритетной задачей – как в России, так и в отдельно взятых регионах, считает руководитель департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Галина Абричкина. На пресс-конференции 15 мая руководитель ведомства озвучила основные направления работы с предпринимателями города и области.
Три фактора
Для улучшения бизнес-среды на региональном уровне Минэкономразвития 31 января 2017 года выпустило распоряжение, в котором были утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов федерации по ключевым факторам.
– Каждый регион получил свою целевую модель, в которой отражено реальное положение дел, – рассказала Абричкина. – В нашу целевую модель входит стимулирование спроса на продукцию МСП, формирование системы налоговых льгот, продвижение принципа одного окна по оказанию поддержки предпринимательству, развитие сельхозкооперации, системы информационных сервисов через портал информационных ресурсов предпринимательства – всего 11 направлений. А к 2018 году по проведенной в этих направлениях работе будут оцениваться регионы, губернаторы и их команды.
Одним из важных моментов в работе с предпринимательством Абричкина считает соглашение о сотрудничестве, заключенное в 2016 году правительством области с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. Благодаря этому взаимодействию в регион удалось привлечь около 3 млрд руб. по программе льготного кредитования. Также при поддержке корпорации в Воронеже был открыт офис «МФЦ для бизнеса».
Спикер отметила, что еще до появления целевых моделей департамент совместно с областной Торгово-промышленной палатой, региональным отделением «ОПОРы» и другими объединениями предпринимателей вел работу по решению проблем, которые представители бизнес-среды обозначили как главные сдерживающие факторы развития предпринимательства.
В итоге таких факторов выделили три: малодоступность кредитов, незаконное предпринимательство и высокие тарифы.
Для повышения доступности кредитов активно работает Фонд развития предпринимательства области, который в 2016 году выдал микрозаймы для 746 малых предприятий области более чем на 450 млн руб. В этом году кредитов предпринимателям выдано уже более чем на 200 млн руб. Средняя ставка по кредитам – 12,9%.
– Мы смогли повысить объем займа до 3 млн руб. и уменьшить требуемый пакет документов, – отметила Абричкина. – А в этом году рассчитываем понизить максимальный процент при выдаче займа с 15 до 14%.
Целевая модель предусматривает, что в 2017 году в области должны пройти специализированное обучение не менее 5 тыс. предпринимателей. Образование предпринимателей – злободневная тема для всей страны, пояснила чиновница, пригласив всех представителей бизнес-сообщества на форум предпринимателей. На форуме с 26 мая будут работать 19 сессий по различным направлениям, вести которые будут известные в России бизнес-тренеры.
Торговля – лидер предпринимательства
В Воронежской области более 50% предпринимателей заняты в сфере торговли.
– За два года нам удалось выстроить конструктивные взаимоотношения с торговыми сетями, – рассказала Галина Абричкина. – Теперь товары воронежских производителей по основным 20 продуктам представлены в крупнейших торговых сетях.
Кроме того, в прошлом году с полок выведено девять наименований фальсифицированных товаров, в основном это молочная продукция, сливочное масло, консервы.
Власти Воронежа на три месяца продлили срок приведения ярмарок в соответствие регламенту. Изначально предпринимателям давали время до мая, но из-за погодных условий адаптировать торговые площадки успели не все. Сейчас только две из 49 ярмарок имеют стопроцентную готовность, 47 – более 80%, отметила Абричкина.
Кроме того, правительство области готовит законодательную инициативу о переносе срока внедрения онлайн-касс на 2021 год из-за неготовности как производителей кассового оборудования, так и предпринимателей.
Многих предпринимателей волнует вопрос оплаты прав за размещение нестационарных торговых объектов. По этому поводу спикер заметила, что для 70% предпринимателей цена не менялась с 2014 года.
– НТО даже пересдаются, и их владельцы получают от сдачи в аренду прибыль: значит, за киоски и павильоны кто-то готов платить и более высокую цену. Таких субарендованных НТО у нас порядка 35%.
Галина Абричкина отметила, что в случае если предприниматели не согласны с назначенной ценой они могут обращаться в специально созданные городскую и областную комиссии. А по вторникам глава департамента ведет и личный прием.
Мнение эксперта
Татьяна Шкред, исполнительный директор Воронежского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»:
– Предприниматели сейчас сталкиваются с усилением контроля их деятельности: это и введение изменений в законодательство по контрольно-кассовой технике, и множественные проверки трудовыми инспекциями с огромными штрафами, передача функций по администрированию страховых взносов в ФНС, сложная отчетность, которая постоянно меняется, добавляются дополнительные формы, административное давление, особенно в районах области.
В Воронеже, например, больная тема – дизайн-регламент, НТО, тарифы на ЖКУ. Также одним из сдерживающих факторов является отсутствие реально недорогих кредитов.
Что может сделать региональная и местная власть? Не давить на малый бизнес, а создать такую предпринимательскую среду, где есть возможность даже при существующих тарифах и кредитах развивать бизнес. И это уже начали делать профильные департаменты и управления совместно с предпринимательскими сообществами.
Кстати, сегодняшняя реформа контролирующих органов началась во многом благодаря усилиям экспертов от предпринимательского сообщества. В прошлом году департаменту по предпринимательству и торговле удалось сдвинуть с мертвой точки вопрос вхождения местных товаропроизводителей в торговые сети на условиях, которые могут потянуть не только крупные, но и небольшие предприятия.
В бизнес сейчас стало идти больше молодежи, чем раньше. Молодые более восприимчивы к новым рыночным трендам, легко генерируют идеи. Привлекают молодежь и различные программы поддержки развития молодежного предпринимательства. Хотя знаю много примеров, когда и предприниматели с большим опытом меняют в корне направление бизнеса или открывают дополнительные направления, и именно предприниматели с опытом выдерживают все тяготы кризиса.