Газета,
которая объединяет

И карикатуры пишут историю

О новой книге воронежского журналиста Анатолия Бавыкина
Рубрика: Судьбы№35 (2110) от

Это уже пятая книга известного воронежского журналиста и карикатуриста Анатолия Бавыкина, который более пяти лет регулярно публикует свои рисунки в «Береге». В отличие от предыдущих, представляющих собой просто сборники карикатур, эта имеет свою особенность. Но все по порядку.

Название книги «Карикатурная история» имеет некую двусмысленность. Но автор сразу заявляет:

– Я совершенно далек от мысли окарикатуривать историю. Исторический процесс не зависит от нашего желания очернить его или, наоборот, приукрасить. История, как говорит Толковый словарь Ожегова – это «действительность в ее развитии и движении». Есть и другое толкование: «Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества». Вот тут все и зависит от нашего восприятия.

Так уж случилось, события и явления окружающей жизни я часто рассматривал через призму сатиры и юмора, что дает право на заголовок «Карикатурная история». Впрочем, его можно трансформировать в другой: история через карикатуру.

– Идея книги родилась так. 20 мая этого года воронежской газете «Коммуна» исполняется 100 лет. Ей отдал два десятка лет. Появилось желание покопаться в личном архиве, состоящем главным образом из карикатур. Оно и понятно: семнадцать лет в «Коммуне» жила рубрика «Всегда на этом месте рисует Анатолий Бавыкин». Семнадцать лет в каждом номере газеты – новый рисунок! Время рубрики пришлось на постсоветский период истории, «лихие девяностые» дали богатую пищу карикатуристу, – говорит Анатолий Бавыкин.

Газетная карикатура – продукт сегодняшнего дня. Если она острая, злободневная, то находит отклик у людей, читатели звонят в редакцию, пишут. Правда, была и другая реакция. Вот что вспоминает бывший главный редактор газеты Виталий Жихарев: «…Очень часто лично мне приходилось наблюдать, как нервно реагировали столоначальники разного пошиба или богатые люди, когда их не то что напрямую, а даже косвенно критиковала газета. Рисунки Бавыкина конкретно никому не адресовались. Но иные очень даже точно угадывали себя».

В девяностые «Коммуна» весьма критично относилась к Борису Николаевичу Ельцину, его шокотерапевтам и изобретателям ваучеров. Не раз и не два местные «аналитики» слали в высокие палаты обзоры и справки определенного содержания, требовали наказать тех, кто окарикатуривает «уважаемого Бориса Николаевича»...

Процесс отбора рисунков для книги, по словам автора, оказался непростым. Надо было из нескольких тысяч выбрать полторы сотни. Невольно пришлось чем-то пожертвовать. Но даже эта малая часть рисунков дает возможность с интересом и улыбкой познать «Карикатурную историю».

Лилия Молчанова