Газета,
которая объединяет

Не думай о бациллах свысока

«Берег» выяснил все, что вам было некогда узнать о туберкулезе
Рубрика: Социум№21 (2096) от
Автор: Ольга Бренер

Накануне Международного дня борьбы с туберкулезом (отмечается сегодня – прим. ред.) главный фтизиатр Воронежской области и ЦФО Сергей Корниенко рассказал «Берегу», как сейчас ведет себя грозный недуг в мире, России, Воронеже и как от него уберечься.

– Сергей Васильевич, в сознании большинства воронежцев туберкулез связан с социальными потрясениями – с тюрьмами, войнами, лишениями. И все уверены, что «это не про меня».

– Нет, туберкулез – это и про вас, и про меня, и про всех людей, независимо от их социального статуса. Подавляющее большинство взрослых (90%) уже инфицированы палочкой Коха, но она «дремлет» в организме. Решающий фактор для ее «пробуждения» и развития активной формы туберкулеза – состояние иммунитета, а он в наше время снижается не только от множества пороков человека, курения и наркотиков. Толчком для развития туберкулеза становятся любые стрессы, недосыпание, может, и дорогое, но не здоровое питание, малоподвижная жизнь, недолеченная пневмония. По данным ВОЗ, пожизненный риск заболеть туберкулезом есть у 10% всех инфицированных палочкой Коха. Проблема этой болезни в том, что в легких нет нервных окончаний, и потому нет боли. Это вам не панкреатит, когда пациент бежит к врачу или вызывает скорую помощь. А мы, фтизиатры, сами бегаем за пациентами. Как показывает жизнь, есть категории людей, которые более ответственно относятся к техосмотру своей машины, чем к осмотру своих легких.

– Как часто надо проходить флюорографическое обследование? Есть такие, кто старается делать это пореже, опасаясь облучения.

– По количеству полученного облучения одна флюорография – это неделя, проведенная за компьютером или у телевизора. Флюорографию надо делать не реже одного раза в год. Именно потому, что наша фтизиатрическая служба стала жестко контролировать исполнение этих нормативных документов при межведомственном взаимодействии, Воронежская область по заболеваемости туберкулезом входит в десятку самых благополучных регионов страны. Охват флюорографическим обследованием сейчас составляет 83,6% всего населения региона. В социально благополучные 70-е годы прошлого века охват равнялся 62% всего населения области. Больных туберкулезом тогда выявлялось ежегодно 1200-1400 человек. А сейчас – 528 постоянных жителей области, то есть почти в три раза меньше. В России мы выявляем туберкулез на доклинической стадии, по флюорографии, когда больной еще болезнь не чувствует, а врачи уже увидели и начали лечить. В Европе же флюорографических осмотров нет, больной может долго кашлять, но лечить его начнут только после получения положительного результата анализа мокроты. ВОЗ в 2016 г. наконец признала, что рентгенофлюорография грудной клетки – «ключевой инструмент» для раннего выявления туберкулеза у взрослых и детей, и рекомендует его к применению во всем мире.

– Многие родители спрашивают – для чего теперь, кроме реакции Манту, ребенку делается еще Диаскинтест?

– В нашей области ежегодно выявляется до семи тысяч детей с положительной реакцией Манту. То есть это уже дети, инфицированные палочкой Коха, и 10% из них могут в течение всей жизни заболеть туберкулезом. Раньше все они получали профилактическое лечение. Преимущество Диаскинтеста – в том, что он позволяет определить детей, которые в таком лечении не нуждаются. Когда к нам приезжали немецкие коллеги, мы пытались понять, как они обследуют детей в очагах туберкулеза. Оказалось – только посредством взятия мокроты. Поэтому их статистика заболеваемости – лишь верхушка айсберга. Мы же с самого начала идем вглубь и выявляем каждого ребенка с малейшим подозрением на туберкулез.

– Говорят, что лечить туберкулез становится все сложнее. С чем это связано?

– Да, появилась новая коварная форма недуга с множественной лекарственной устойчивостью. Все потому, что люди стали слишком легкомысленно относиться к приему антибиотиков, используя их на свое усмотрение. Заболело горло, зачихали – бежим в аптеку за рекламными антибиотиками, которые надо применять только по назначению врача. Еще одна причина – некоторые наши пациенты прерывают курс лечения, и в считанные недели у них вырабатывается устойчивость к противотуберкулезным препаратам. В результате врач должен менять курс и назначать все новые лекарства. Если больной заражает такой «резистентной» – нечувствительной к многим антибиотикам – палочкой Коха окружающих, то и новых «законопослушных» пациентов становится все сложнее вылечить. Каждый год из мест лишения свободы возвращается в нашу область в среднем 70-100 человек – это те, кто нуждается в активном наблюдении фтизиатра и лечении. Далеко не все из них сразу оказываются в нашем диспансере. Или оказываются, а потом прерывают лечение и уходят в «свободное плавание». Как правило, именно эти люди являются источником появления в регионе туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью. Но и туберкулез с МЛУ все же успешнее лечится на доклинической стадии, когда его можно своевременно распознать во время флюорографического обследования. Три года назад из стационара выписана женщина с этой сложной формой болезни. У пациентки благополучная семья, двое детей. И лечилась она дисциплинированно. Через полтора года мы ее сняли с учета.

В ТЕМУ

• В 2016 году по сравнению с предыдущим заболеваемость туберкулезом в регионе уменьшилась на 8,9% и составила 28,6 случая на 100 тыс. населения, включая освободившихся из тюрем, мигрантов, иностранных студентов. Среди постоянного воронежского населения этот показатель сейчас равен 22,6. По словам Сергея Корниенко, столь низкого показателя в регионе еще никогда не было.
• В 2016 году впервые заболели туберкулезом 528 постоянных жителей области, из них – 17 детей. 73,1% среди них – неработающие, пенсионеры, инвалиды.
• Воронежские фтизиатры принимают участие в реализации трех международных проектов. Проект «Аврал» позволяет разделить потоки больных в стационаре, чтобы не произошло взаимоинфицирование разными формами инфекции. Еще один проект «Сопровождение» помогает врачам полностью контролировать лечение больных «социального риска», которые вне больницы часто забывают о скрупулезной терапии до полного выздоровления. Сотрудники диспансера сами выезжают домой к таким пациентам, разыскивают, убеждают, помогают, а вместе с таблетками выдают продуктовые наборы. В регионе также внедрен метод видеоконтролируемого приема препаратов пациента на дому.
• Фтизиатр считается одной из самых непрестижных, но самоотверженной врачебной специальностью. Средний возраст воронежских фтизиатров – 56 лет. Ближайшее пополнение после целевого обучения в ВГМУ ожидается через 3-5 лет. Каждый год кто-то из сотрудников тубдиспансера заболевает туберкулезом. Психологи и социальные работники, предусмотренные штатным расписанием службы, сюда идут неохотно.